Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:
- нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
- трудности и запинки в начале речи;
- попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).
В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику, арттерапию. Немалое значение придается и семейной терапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки.
Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.
Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка.
Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Что немаловажно и для взрослых 🙂 Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.
Занимаясь профилактикой заикания, нужно помнить, что сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано, в игровой форме и в положительном эмоциональном ключе. То есть получение новых знаний для ребёнка должно быть в удовольствие, а для этого ребёнок должен видеть и в родителе искренний интерес к совместной деятельности. Еще для таких детей важно наличие неторопливого свободного времени во время досуга, когда вся семья никуда не спешит и наслаждается моментом совместного общения.
Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления.
Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг).
Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Этому способствуют частые беседы с ребёнком, обсуждение интересных для него тем, ответы родителей на детские вопросы.
Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Здесь на помощь приходят совместные пения, чтение стихов-потешек, ритмические игры (ладушки и пр.) Надо сказать, что пение вообще очень показано при заикании, существует множество методик помощи заикающимся, основанных на музыке. Отец Иоанн(Заяц), являющийся организатором камчатской общественной организации «Общество заикающихся», утверждает, что многие священнослужители исцелялись от заикания именно во время участия в церковных Таинствах, где нужно петь церковные песнопения и читать вслух отрывки из священных книг. Подробнее о Православном подходе к помощи заикающимся можно послушать по ссылке на радио-интервью с отцом Иоанном(Заяц)
А вы встречали заикающихся людей?
Педагог-психолог 1 категории Якубова Елена Владимировна