Read Time:11 Minute, 14 Second

Автор Иеромонах Иоанн (Заяц)

Статья опубликована в сборнике материалов по итогам XVIII Международных Рождественских образовательных чтений, Москва, 2011 г.

Избавление от заикания (логоневроза): духовно-ориентированный подход в контексте святоотеческого учения о человеке Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Большой международный опыт, накопленный современной наукой, показал, что проблема плавной речи далека от своего решения. Поэтому во второй половине XX века в мире возникают группы взаимопомощи заикающихся, вначале – в Германии и США, затем их география ширится, увеличение количества групп приводит к образованию национальных ассоциаций и наконец, в 1986 году в Киото состоялся первый Международный Конгресс заикающихся. С тех пор Конгрессы проводятся регулярно, на IV Конгрессе в 1995 году в Швеции создана международная организация заикающихся (ISA). Очередной Конгресс состоится в 2011 году в Аргентине. Существуют региональные ассоциации, такие как Ассоциация испаноговорящих стран, Европейская Лига ассоциаций заикающихся (ELSA), куда входят практически все страны континента. Создан официальный сайт ISA, который освещает историю движения, рассказывает о национальных ассоциациях, размещает многочисленные методические материалы, аккумулирующие опыт создания групп взаимопомощи заикающихся.

Специалистов различного профиля, работающих над проблемами заикания, объединяет Ассоциация плавной речи (IFA), куда входят логопеды, врачи, психологи, генетики и др.

Неудовлетворенность медицинской и психолого-педагогической помощью заикающимся явилась одной из главных причин возникновения всемирного движения взаимопомощи данной категории лиц. Люди, страдающие заиканием, сами ищут пути и способы справиться с речевым дефектом, собираясь вместе и помогая друг другу. Такие группы, не решая проблему коррекции логоневроза, как минимум способствуют снижению остроты переживания собственного недуга.

Если обратиться к истории вопроса в России, то во второй половине ХIX века, после отмены крепостного права и вследствие бурного развития промышленности, в стране быстро растут города. Огромное количество вчерашних крестьян становятся горожанами. Эти «новые горожане» являют собой особый слой населения. Оторванные от привычных корней, семейных связей и церковных общин, они лишились сразу трех кругов психологической защиты. Незащищенные в социально-психологическом смысле, столкнувшись с повышенными требованиями к скорости и качеству речи, они выделяют из своей среды людей, не соответствующих этим новым речевым требованиям – заикающихся, которые массово заявили о своих претензиях на здоровую речь.

Именно в этот период появляется фундаментальный труд И. А. Сикорского о заикании, где известный ученый, профессор Киевского университета, рассматривает проблему заикания с позиций врача и предлагает преимущественно медицинские пути ее решения. Спустя несколько десятилетий педагог и психолог Д. Г. Неткачев открывает первую частную клинику и исследует психолого-педагогические средства оказания помощи людям, страдающим заиканием. Таким образом, закладываются два основополагающих подхода к решению проблемы неплавной речи, которые получат свое полное развитие в советское время.

После октябрьского переворота господствующей стала материалистическая антропология, и человек рассматривался теперь исключительно как материальный объект. Советская логопедия, сосредоточившись вначале на медицинском подходе к проблемам заикания, выявила клинические различия между невротической (функциональное расстройство – логоневроз) и неврозоподобной (органическое расстройство) формами заикания. Когда были достаточно четко определены границы действенности чисто медицинского подхода, логопедию передали из ведения Минздрава в ведение Минпроса.

В советское время создана уникальная по масштабу охвата государственная система логопедической помощи. Она добилась больших успехов, решив немало важных проблем. Заикание в ее структуре занимало особое место. Однако, по словам самих школьных и дошкольных логопедов, они «боятся заикания, не знают, что с ним делать». Многие дефекты речи устранимы чисто техническими приемами, педагогическими методами, научением, но с заиканием даже эта уникальная советская логопедическая система справиться не смогла.

Наряду с официальной системой логопедической помощи, в 1970-е годы сложилась школа талантливого врача Казимира Дубровского, разработавшего методику эмоционально-стрессовой терапии, элементы которой он увидел у северных шаманов, когда был заключенным ГУЛАГа в Воркуте. После реабилитации К. Дубровский с успехом применял опыт одномоментного снятия заикания. Он первым понял, используя современные термины, необходимость в процессе лечения заикания дестабилизации устойчивого патологического состояния. Он понял, что у заикающихся, несмотря на заикание, есть другая память – память о хорошей речи, которую он и вызывал на аффекте57.

Профессор Л. З. Арутюнян-Андронова, много лет занимающаяся данной темой, обратив внимание на проблему рецидивов, стала работать с послоговой речью. Творчески переработав идеи Н. И. Жинкина, который считал, что для восстановления саморегулирования системы речи больному нужен внешний датчик ритма – жест и метрическая речь, Л. З. Арутюнян пришла к выводу, что синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки позволяет преодолеть многие проблемы58. Ю. Б. Некрасова, используя комплексный подход, в контексте открытий К. Дубровского, ввела новый способ лечения заикания с помощью групповой логопсихотерапии59. Итогом развития отечественной науки о заикании в ХХ столетии стало создание комплексного метода, который включает в себя медицинское, психологическое, педагогическое, социальное, семейное (Н. Л. Карпова), т. е. всестороннее воздействие на человеческую личность. Комплексный метод являет собой вершину практического подхода к проблеме заикания, основанного на материалистическом видении человеческого существа, исчерпывающегося двумя его проявлениями – физическим и душевным.

Поступательное развитие науки, изучающей логоневроз с позиции медицины, психологии и педагогики, закономерно выводит нас на следующий уровень исследований – духовный, который направлен на изучение опыта, накопленного в Церкви. Он менее формализован с точки зрения современной науки и выражается преимущественно в терминах святоотеческого учения о человеке, но его практическая ценность, тем не менее, очевидна.

Исследуя проблему заикания с точки зрения православной антропологии, рассматривающей человека в иерархическом единстве трех его составляющих – духа, души и тела, а речь считающей порождением Духа, можно предположить, что для заикающихся, страдающих невротической формой недуга, запинки в речи являются индикатором их духовного состояния. С известной долей условности мы сопоставляем уровню тела – медицинское вмешательство, уровню души – психологопедагогическое воздействие, уровню духа – практику церковной жизни.

Сущность метода, основанного на православной антропологии, заключается в восстановлении естественной иерархии человеческого существа, когда тело закономерно подчиняется душе, душа духу, а дух, соответственно, Высшему началу. Речь, в рамках таких представлений, является даром Божиим, продуктом духовной деятельности. В продуцировании речи участвуют не только тело и душа, но и дух. Говорит весь человек, все его человеческое существо. И запинки в речи – это, в первую очередь, запинки в свободном движении духа.

Не претендуя на терминологическую точность и полноту исследования святоотеческих текстов, можно предположить, что существует так называемое дыхание духа. Святые отцы дыханием духа называют молитву. И насколько человек, страдающий заиканием, овладеет произвольным дыханием духа, настолько, по принципу иерархичности, ему будет подчиняться нижележащее (на уровне души и тела) речевое дыхание. Таким образом, практическая деятельность, направленная на овладение дыханием духа, состоит в молитвенном упражнении, в упрочении связи с Духом, т. е. молитва делает возможной, в первую очередь, подлинную связь человека с Богом, а через это восстанавливает и здоровые отношения внутри человека между духом, душой и телом.

Церковный опыт повествует об исцелении Господом гугнивого (с церковно-славянского – заикающийся) в Евангелии от Марка: «Привели к Нему глухого косноязычного (в оригинале на церковно-славянском языке – гугнивого) и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши его и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто» (Мк. 7, 32-35).

О разрыве связи с Духом говорит авва Евагрий, церковный писательаскет IV века: «Заикание есть болезнь разумной души, в которой она, соблазняясь случайностями, не может во всем благодарить Бога».

Известны несколько чудесных случаев исцеления от заикания св. Иоанном Кронштадтским, о которых пишут сами исцелившиеся. Так, П. Г. Теодорович вспоминает, как отец Иоанн, ударив его по левой щеке, несколько раз сказал: «Говори чисто, говори чисто». И в этот момент произошло нечто более глубинное, чем просто физическое исцеление – духовное воздействие61.

В рамках нашей восточно-христианской или православной цивилизации накоплен определенный положительный опыт помощи людям, страдающим заиканием. В досоветский период, вследствие того что православная вера была государственной религией, он не был формализован и систематизирован, так как присутствовал имплицитно в самом строе православной жизни.

Однако известный ученый и педагог С. А. Рачинский, несколько десятилетий проработавший в сельской школе, успешно применял в своей педагогической практике чтение на церковно-славянском языке для излечения заикания у детей. У С. А. Рачинского сложилась система работы с такими учениками. Он писал, что «чтение нараспев, очень протяжное, как и пение, доступно всякому заикающемуся». Вне школы нужно «неуклонно и истово читать в церкви перед литургией часы III и VI». Особую роль он отводил наставнику, который должен «бережно обращаться» с учеником. Необходимым условием успеха С. А. Рачинский считал и тот благочестивый опыт, который получает ученик, участвуя во всей полноте православной жизни, при которой снимаются переживания, затрудняющие выздоровление62.

В настоящее время в Камчатской епархии служат несколько клириков, которые начинали путь церковного послушания заикающимися. Один из них, иерей Василий Гросс, был рукоположен достаточно молодым. На глазах у верующих всего города медленно происходило исправление речи, прихожане сопереживали и радовались за священника. Наконец, он стал читать проповедь совершенно плавно. Монах Иоанн (Заяц) получил избавление от заикания, будучи послушником Псково-Печерского монастыря. Исполнение священнического служения, несение церковного послушания стало тем путем, на котором человеческая личность, соприкасаясь с Божественной Личностью, получает возможность восстановить Богом данную иерархию. Здесь «побеждается естества чин», происходит преодоление ветхого, преобразование его в нового человека, потому что Церковь иерархична по природе своей, объединяя в себе два начала – Божественное и человеческое, небесное и земное, духовное и телесное. Опыт обретения плавной речи несколькими церковно-священнослужителями Камчатской епархии послужил отправной точкой для организации в сентябре 2009 года Центра помощи заикающимся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре. Главным для нас является изучение и применение комплекса практических мероприятий, накопленных в виде отдельных элементов в православной церкви. Необходимость собирания таких элементов в самостоятельный формализованный комплекс возникла в связи с тем, что, к сожалению, в настоящее время разрушена традиционная православная среда обитания, в которой эти элементы из разрозненных естественно складывались в систему комплексного воздействия на речь именно в силу их интегрированности в православную традицию, православный быт. Наиболее продуктивным представляется путь извлечения страждущего из привычного круговорота жизни, помещение его в «санаторий» – православный монастырь и пребывание там по меньшей мере несколько месяцев. Используя терминологию Н. П. Бехтеревой, это должно привести к «дестабилизации устойчивого патологического состояния». В данном случае происходит выработка новых речедвигательных комплексов, направленных от адресанта к Адресату (молитва как обращение к Богу и святым) и перенесение этих навыков на бытовую почву, вхождение в древнюю просодическую систему, обретение нового интонирования с другими семантическими ударениями. Необходимым условием успешности нашей работы с заикающимися, по нашему мнению, является погружение их в православную среду, воцерковление. Роман, трудник монастыря, участник занятий в нашем центре, рассказывает о своем опыте воцерковления: «У меня проблема с речью, я заикаюсь. По воскресным дням у нас проходят занятия с заикающимися, ведет их монах Иоанн. Он приглашает на занятия различных людей – психиатров, психологов, психотерапевтов. Сейчас я совершенно свободно читаю тексты в храме, при людях нет того чувствастраха, который был до этого. В спонтанной речи еще имеются проблемы, но это вопрос времени. Учусь петь – на утренней, на вечерней, на Литургии. Читаю на церковно-славянском. Узнал о вере Православной, о душе человеческой. Выполняю разнообразные послушания. Учусь потихонечку терпению, смирению. Здесь другие законы, не те, которые в миру. Я нашел здесь ответы на многие интересующие меня вопросы, на которые не мог найти ответ в миру».

Участница группы Наталья рассказывает: «До того, как я начала занятия, для меня было проблемой говорить с незнакомым человеком, одолевал страх – а вдруг я не смогу, не скажу. Были и минуты отчаяния. После нескольких месяцев занятий, когда я читаю молитвы или Псалтирь, в моей речи практически не слышно запинок, а главное – появились спокойствие и уверенность».

Несомненно важным для членов группы является понимание того, что по мере обретения ими опыта духовно-нравственной жизни, улучшается и звучащая речь.

Практическая часть воскресных занятий состоит из упражнений – чтение вслух Псалтири и других Священных текстов нараспев, хоровое пение, молитва. Приглашаемые на занятия специалисты (психологи, логопеды, актеры, психотерапевты) помогают преодолевать психологические барьеры замкнутости и страха. Важной частью занятий являются духовные беседы, в которых раскрываются основные положения святоотеческого учения о человеке. Обязательным мы считаем участие в церковных таинствах – исповеди, причастии, соборовании. Важным компонентом в ходе занятий является воспитание послушания. Оно интегрирует человека в Церковь, оно выводит человека за границы его природы, дает навык преодоления самости, подчинения своей воли. Послушание – это практическое упражнение по выстраиванию иерархии, когда дух человека приходит в послушание к Богу. Подчиняя свою волю Богу, страдающий заиканием человек закономерно получает себе в подчинение лежащие на более низком иерархическом уровне душу и тело. Таким образом, овладение свободной речью – закономерный результат духовно-ориентированного подхода в преодолении логоневроза.

Таким образом, нами предпринята попытка воссоздания и современной интерпретации существовавшего в Православной церкви опыта помощи людям, страдающим заиканием. Новизна нашего опыта в том, что методика Рачинского применяется в новых условиях: участники занятий – взрослые люди, речевая коррекция происходит в процессе их воцерковления.

Можно констатировать положительную динамику процесса формирования плавной речи у тех, кто занимается сейчас в нашей группе: они уже свободно поют, наизусть и по книге читают вслух молитвы и художественную литературу, при этом иногда наблюдаются запинки в спонтанной речи.

Резюмируя, следует отметить:

1. Новизна данного подхода к решению вопроса оказания практической помощи лицам, страдающим заиканием, в том, что в его основании – православная антропология с идеей трехчастного строения человека и иерархического соподчинения духа, души, тела. Восстановление иерархии соподчинения – главное условие коррекции данного речевого дефекта.

2. Православная церковь накопила практический опыт помощи людям, страдающим заиканием. Этот опыт формализован в работах С. А. Рачинского, И. А. Сикорского, но часть его существует латентно.

3. При духовно-ориентированном подходе в избавлении от заикания речь рассматривается как дар Божий, и полагается, что речевые нарушения кроются в духовной сфере, а не в душевной или телесной.

4. Практический эффект данного подхода: значительное уменьшение запинок в речи, а также положительные изменения психологического состояния человека, страдающего логоневрозом, часто выражающиеся в исчезновении самого невроза.

5. Позитивные процессы коррекции речевого дефекта способствуют активизации коммуникативной деятельности личности, развитию коммуникативных способностей, что в свою очередь повышает уровень социальной адаптированности.

6. Внесение духовного компонента как приоритетного для решения рассматриваемой проблемы происходит через включение человека в процесс воцерковления, принятие им правил церковной жизни. Это способствует духовному росту и восстановлению нравственного здоровья личности.

7. Сложность трансформации понятий и определений духовной жизни на язык современной науки не снимает практической ценности церковного опыта, и предполагает дальнейшее сотрудничество Православной Церкви и светской науки.

Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *