Центр помощи заикающимся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Камчатке—единственный на всю Русскую Православную Церковь. Руководит им иеромонах Иоанн (Заяц)
Крупицы
О заикании упоминает святитель Иоанн Златоуст в толковании на сотый псалом, говоря о двух его видах: один вызывается винопитием, другой—пьянством. Святитель Спиридон Тримифунтский рассказывает про диакона, у которого пропал голос. Потом голос вернулся, но говорил человек очень тихо и заикался. Святой праведный Иоанн Кронштадтский исцелил двух заикающихся. Он помог девушке, которую не мог исцелить сам Шарко—главное светило психиатрии того времени. И он же исцелил портного духовного платья Т. Г.Теодоровича.Но почему же заиканию не придавали большого значения? Потому что, считает о. Иоанн, проблема стала острой лишь после начала массовой урбанизации. Тогда, в XIX веке, появились и первые научные труды на эту тему (в России это книги психиатра И.А.Сикорского и психолога Г.Д.Неткачева, создателя первой клиники для больных заиканием). После революции возникла логопедия, базирующаяся на физиологии, трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева.
Целительное чтение
В центре о. Иоанна заикание лечат… церковнославянским чтением. Как происходит исцеление? Известно, чтов Церкви читают особым образом: в этом чтении почти нет мелодики, все тянется большей частью на одной ноте. Таким образом произносимый текст максимально очищается от эмоций, а тот, кто читает, отделяет себя от текста. Читающий как бы отрешается от себя, он не себя преподносит слушающему, а исключительно—Слово Божие. Вдобавок он получает возможность управлять своей эмоциональной сферой и избавляется от страха. Но это, так сказать, техническая сторона методики. Есть и мистическая. Первая речь человека была сакральна, ведь она была обращена к Богу. После грехопадения она превращается в профанную. Чтение на церковнославянском возвращает речи сакральную составляющую. А уже потом снова опускает ее в быт, в горизонтальную плоскость, уча человека уже не только читать псалмы, но и говорить без запинки.
—В основу работы с заикающимися положен метод профессора Сергея Александровича Рачинского, применявшийся до 1917 года. Коротко говоря: чтение на церковнославянском языке приводит к бессознательному перенесению навыка свободной речи, рождающейся в результате такого чтения, на обычную речь. Методика С.А.Рачинского была восстановлена в центре и адаптирована к современным условиям. Для ребенка дореволюционного времени чтение в школе акафиста на церковнославянском языке было так же естественно, как в наше время изучение азбуки. А теперь главная задача заключается в том, чтобы помочь человеку воцерковиться, изменить свое мировоззрение, отношеник миру и к самому себе. Воцерковление таких людей—процесс сложный. К сожалению, заикающиеся—народ довольно закрытый для общения. Тем, кто обращается в центр, рассказываем о вере, готовим к Таинствам. Без этого нельзя, воцерковление—это основа всего. Без веры—нельзя. Без веры совершенно без толку пропадут все навыки чтения и красивого псалмопения. Только получив доступ к духовной сфере человека, можно оказать ему помощь. Важно восстановить иерархию: дух, душа и тело. Дух крепнет в Церкви и управляет душой. А тело становится послушным душе. Главное «лечебное средство» на телесном уровне—это пост. Человек учится регулировать свои желания, управлять своим телесным естеством. Если правильно выстроена иерархическая система, исчезают все запинки, речь становится свободной. И сам человек становится свободным.
Чудеса и труд
—Отец Иоанн, а как избавились от заикания вы? Тоже в Церкви, с помощью чтения?
—В Церкви, да. Точнее, в монастыре. Но чтение тут было ни при чем. Будем говорить, что я прошел церковную реабилитацию экспресс-методом. В Псково-Печерском монастыре я нес послушания смотрителя Пещер. Однажды экскурсовод задержался или отлучился, вошла группа паломников. Они окружили меня, думая, что я и есть гид. Что делать? Бежать прочь, продираться сквозь них? Не могу. Страх был такой сильный, что на секунду мне показалось, будтоя умер. А когда эта секунда—очень длинная—кончилась, я вернулся в реальность другим. Я понял, что крючок, который держал мой язык с трехлетнего возраста, отцепился, наконец, с Божьей помощью. Я могу говорить! Еще не умею как следует, еще надо учиться, но могу!Это—чудо. Вообще помощь человеку, страдающему заиканием,—работа очень-очень неспешная. Центр в Петропавловске-Камчатском помогает в среднем одному человеку в год.
—Можно ли лечить таким способом другие патологии речи?
—К сожалению, нет—только заикание. Ведь оно является единственным речевым дефектом, базирующимся в духовной сфере. Физиологии тут ноль.
Отец Иоанн служит примерно два раза в месяц особые литургии для заикающихся в маленьком домовом храме детско-подросткового центра «Одигитрия». Очень хочет, чтобы была у их центра попечения людей, страдающих заиканием, своя небольшая церковь, где бы они могли заниматься. Это—мечта местного, камчатского масштаба. Но есть и глобальная, всероссийская:
—В 2028 году исполнится 2000 лет с одного очень важного события. Господь исцелил заикающегося—«гугнивого» (Мк. 7: 32–34). Мечтаю, чтобы к этому моменту хотя бы в каждом федеральном округе было по одному центру, подобному нашему.
Екатерина Савостьянова
«Газета Северо-Западного Московского викариатства«