В группу пришел ребенок с заиканием. Воспитатели и родители просят вас помочь адаптироваться ему в новом коллективе. Какой диагностический инструмент использовать, чтобы выявить психологические трудности дошкольника? Расскажем о методе серийного рисования.
АННА КРЕМЛЯКОВА, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 30 «Аленушка», г. Белебей, Республика Башкортостан
Серийное рисование — юнгианский терапевтический метод. Суть его в том, что ребенок на протяжении нескольких встреч создает рисунки на свободную тему в присутствии педагога-психолога. По мнению К.Г. Юнга, творчество активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Поэтому, когда ребенок в процессе таких встреч символически выражает проблемные состояния, он получает возможность разрешить внутренние конфликты и исцелиться.
В работе с детьми с заиканием используйте серийное рисование в качестве диагностического инструмента — чтобы исследовать эмоциональную сферу ребенка и отследить динамику изменения его внутреннего состояния в ходе коррекционной работы с учителем-логопедом.
Процедура диагностики
Продолжительность встречи — 20–30 мин. Частоту встреч определите сами, главное — они должны быть регулярными.
Подготовьте для работы: лист бумаги формата А4 белого цвета, посередине изобразите круг — мандалу; акварель, карандаши, пастель, мелки, фломастеры — желательно люшеровских цветов. Продумайте музыкальное сопровождение.
Если после встречи ребенок захочет забрать рисунок — не препятствуйте, но обратите его внимание: важно, чтобы рисунок хранился в папке.
Инструкция ребенку: «Здравствуй, Настя! Сегодня хороший день, и я рада тебя видеть. Ребята, которые приходят ко мне, любят рисовать и беседовать. А ты любишь рисовать?.. Давай порисуем! Ты можешь рисовать и говорить, о чем угодно, об этом никто не узнает. Я буду хранить твои рисунки в своем кабинете, а когда мы закончим наши встречи, я отдам их тебе. Договорились?.. Вот и хорошо.
Начнем рисовать… Посмотри, я принесла тебе бумагу и карандаши. На листе нарисован круг. Разукрась его так, как ты хочешь».
Рисунок может быть на свободную тему, а также на тему, которую определите вы.
Когда ребенок рисует, фиксируйте, в каком состоянии он находится — напряжен или расслаблен. Когда закончит работу, попросите рассказать, что он чувствовал, переживал. Если ребенок не может самостоятельно начать рассказ, задайте наводящие вопросы:
- Что ты изобразил на рисунке? Это какая-то история?
- У твоего рисунка есть название?
- Тебе нравится твой рисунок?
- Ты хочешь что-нибудь изменить в нем — добавить, исправить?
- Какое у тебя сейчас настроение?
Попросите ребенка дать название рисунку, а также выясните:
1) с чем у него ассоциируются цвета, которые он применил;
2) какое значение он придает использованным символам.
Интерпретация результатов
При анализе содержания рисунков помните об особенностях, характерных для рисунков детей с тяжелыми нарушениями речи, и основных стадиях серийного рисования (типичных образах и темах).
Характерные особенности рисунков детей с заиканием:
- переизбыток красного цвета и его темных оттенков — бордового, вишневого, малинового, пурпурного;
- обилие штриховки;
- разделение круга посередине;
- гипертрофированная внешняя граница мандалы — нарисована жирной линией.
Красный цвет — источник жизненной энергии, стимулирует и согревает. Он свидетельствует об эмоциональности, физической активности, решительности, а при переизбытке — о неуправляемой энергии, агрессивности. Его присутствие в мандале указывает на наличие энергии преобразования. Учтите также: красный цвет предпочитают дети 4–10 лет, потому что он означает «красивый».
В большинстве рисунков круг разделен пополам, при этом красный цвет и его оттенки соседствуют с более спокойными цветами: светло-желтым, светло-зеленым, голубым. Это может говорить о внутреннем конфликте, недостаточном балансе между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе — что характерно для детей с диагнозом «заикание».
Гипертрофированная граница мандалы свидетельствует о том, что ребенок очень эмоциональный, ранимый, нуждается в защите, стабильности и надежности.
Стадии серийного рисования:
1) начальная — рисунки отображают внутренний мир, образы отражают проблемы, потерю контроля и наличие негативных чувств;
2) средняя — эмоции в чистом виде, борьба добра со злом;
3) завершающая — ребенок рисует положительные образы, забавные сценки.
У детей с заиканием две первые стадии сливаются в одну. На первых рисунках часто можно увидеть кресты — признаки нерешительности, неуверенности, беспокойства (первая стадия), а также разделение мандалы пополам — что символизирует борьбу противоположностей (вторая стадия).
На завершающей стадии о динамике происходящих с ребенком изменений свидетельствуют:
- переход от преобладания красного и его темных оттенков к гармоничному сочетанию основных цветов;
- смягчились штриховки;
- появились конкретные положительные объекты (солнце, цветы, птицы, конфеты, глобус) и сюжета.
Мандала выражает сиюминутное психическое состояние ребенка. Объективно судить о его состоянии можно только по нескольким мандалам, которые он нарисовал через определенные промежутки времени. В рисунке со временем что-то меняется, а то, что не меняется — определяет психические особенности ребенка.
Результаты применения метода
Примеры из практики
Пример 1. На консультацию к педагогу-психологу детского сада комбинированного вида, который посещают дети со зрительными и речевыми нарушениями (общим недоразвитием речи и заиканием), пришла мама Кристины 6 лет с диагнозом «заикание». По ее словам, в последнее время девочка стала заикаться сильнее, запинаться «буквально перед каждым словом». Мама связывала ухудшение речи дочери с появлением отчима. Родного отца Кристина не знала. Новый папа хорошо относился к девочке, заботился о ней, но она игнорировала его присутствие.
Педагог-психолог пригласила Кристину к себе в кабинет. Девочка сразу обратила внимание на стоявшую возле окна песочницу и попросила разрешения потрогать песок. Девочка гладила, разравнивала поверхность, пересыпала песок в ладошках, делала «песчаный дождик». Потом она долго рисовала круги на поверхности песка и, наконец, взяла игрушки и стала строить в песочнице кукольный домик. В конце встречи педагог-психолог предложила Кристине лист бумаги с нарисованным на нем кругом и попросила разукрасить его.
Для работы девочка выбрала акварельные краски. Все пространство вокруг круга она закрасила оранжевым цветом. Линию границы сделала очень жирной (местами ее толщина доходила до 2 см). Пространство внутри круга разделила вертикально пополам. Одну половинку закрасила лиловым, другую — красным цветом. Кристине рисунок очень понравился. Она назвала его «Пещера скелетов» и пояснила: «Здесь убили и съели динозаврика».
Кристина приходила на занятия три-четыре раза в неделю. На следующих ее рисунках уже не было сюжета, но она по-прежнему закрашивала лист темными оттенками красного цвета и делила мандалу вертикально или горизонтально пополам.
Через полтора месяца девочка стала изображать на рисунке положительные объекты (оленя, лошадь, солнце) и использовать желтый, зеленый и синий цвета. Учитель-логопед в это время отметила устойчивую положительную динамику: девочка меньше заикалась, вела себя на занятиях спокойно и проявляла инициативу. Мама Кристины сказала, что отношения между дочерью и новым папой стали более близкими и теплыми.
Пример 2. Ксения, 4 года. Тяжелая форма заикания. Педагога-психолога обратить внимание на нее попросила учитель-логопед детского сада. На групповых занятиях по формированию элементарных математических представлений и развитию речи девочка скучала. Ее сажали за отдельный столик и разрешали рисовать.
Учитель-логопед принесла рисунки ребенка педагогу-психологу. Это были нарисованные акварельными красками, восковыми мелками и карандашами круги, разделенные пополам. Цветовая гамма — та же, что у Кристины. Только в представленных рисунках часто встречались цветы, солнце, морковки и птицы. Поскольку никаких поведенческих и эмоциональных отклонений у девочки не выявили, решили наблюдать за Ксенией и собирать ее рисунки. Через два месяца состояние ребенка с тяжелой формой заикания заметно улучшилось.
Рекомендуем прочитать
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «мандала» / Под редакцией А. А. Копытина. СПб.: Изд-во Речь, 2005.
2. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб.: Изд-во Речь, 2006.
3. Аллан Дж. Ландшафт детской души. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2006.
4. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. СПб.: Изд-во Деметра, 2003.
Эти книги помогут вам полно и точно интерпретировать содержание рисунков, в том числе сочетания цветов.
Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №7 Июль 2017. года