Умение выражать свои мысли – вот дар, отличающий человека от животного. А если в ком-то эта бесценная возможность связана, как птица в путах, напоминает о своем присутствии и тут же исчезает, оставляя в душе лишь горечь нереализованности? Что тогда?
И чем старше становится человек, мучимый недугом заикания, тем глубже поселяется проблема, вгоняя многих в безысходность. Отсюда — сложности на работе, неудачи в личной жизни, неверие в возможность исцеления. И если гнетущее неверие не оставляет нам шансов, то вера настаивает на своем: что невозможно человеку – возможно Богу.
Опыт обретения плавной речи несколькими священнослужителями Камчатской православной епархии послужил отправной точкой для организации в сентябре 2009 года центра помощи заикающимся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре.
— У меня этот недуг появился еще в дошкольном возрасте. Периодами угнетающее состояние то утихало, то обострялось, — делится священник Василий Гросс. – Со временем комплекс только усугублялся. У меня возникали большие сложности в общении с людьми. Работая некоторое время переводчиком, я несколько раз хотел сменить профессию, бросить все и закрыться от людей. Но когда я пришел к Богу, стал священнослужителем, ситуация постепенно стала меняться. Мне по долгу службы необходимо читать и петь молитвы, священные тексты, произносить проповеди и общаться с прихожанами. И лишь все это в комплексе с Таинствами привело к заметным результатам. Теперь я убежден, что заикание – болезнь духа. И работа в центре основана именно на этом понимании.
Инициатором создания центра помощи заикающимся стал иеромонах Иоанн, потому что о данной проблеме знает не понаслышке. У него с 3-летнего возраста возникло это речевое нарушение, и он, попав в монастырь уже взрослым человеком, чудесным образом от этого избавился.
— Господь меня исцелил, когда я нес послушание в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, — рассказывает отец Иоанн. — Так как я получил долгожданную свободу выражения мыслей, общения во славу Божию, то естественно, что мне хочется помочь всем тем, кто имеет недуг. Потому что я помню, насколько мучительно и тяжело это переживается самим человеком.
По некоторым данным, около 3 процентов людей в России страдают недугом заикания. Это примерно 5 млн человек. Эффективность классических методов оказания помощи детям, страдающим заиканием, невысока: полностью исцеляются примерно 3 человека из 100.
— Эта проблема актуальна. Заикание – это, прежде всего, нарушение общения, которое часто впоследствии вырастает в большую личностную проблему человека. В своей работе логопеды используют традиционные методы и методики, основанные на применении технических средств. Однако с их помощью стойких положительных результатов не всегда можно достичь, — рассказывает православный логопед Светлана Ложанова. — Причина в том, что у заикающегося восстанавливается плавность речи в искусственной среде, а за ее пределами или в любой другой обстановке человек не застрахован от рецидива, то есть заикание возвращается. Рецидивы возможны, когда в силу каких-либо причин наступает ослабление нервно-психического состояния, и тогда надо работать не с расстройством речевых функций, а с личностью: научить человека справляться со страхом и робостью, помочь поверить в свои силы, обрести спокойствие. В этом случае логопедические подходы к коррекции заикания и предупреждения рецидивов не только бесполезны, но приносят вред.
Поэтому развитие науки, изучающей проблемы заикания с точки зрения медицины, психологии и педагогики, закономерно выводит нас на следующий уровень исследований, который направлен на использование духовного опыта, накопленного в церкви.
— Православная антропология выделяет в человеке три составляющие: тело, душа и дух. Звук все-таки воспроизводиться с помощью тела, но телом управляет душа, душой – дух, — поясняет иеромонах Иоанн. — И если говорить с православной точки зрения, мы помогаем выстроить правильную иерархию, когда дух человеческий подчинен самому Богу. Если иерархия правильно выстроена, то человек получает свободу во владении своим телом.
Можно предположить, что для заикающихся, страдающих невротической формой недуга, запинки в речи являются индикатором их духовного состояния. Святые отцы дыханием духа называли молитву. И насколько человек, страдающий заиканием, овладеет произвольным дыханием духа, настолько, по принципу иерархичности, ему будет подчиняться нижележащее (на уровне души и тела) речевое дыхание. Чтобы овладеть им, существуют духовные упражнения – молитвы, чтения Псалтири и других священных текстов нараспев (метод Рачинского), пост, церковное послушание.
— Естественно, что с проблемой заикания работают логопеды, дефектологи. Но так как причина данного недуга часто связана с психотравмой, то психолог может помочь человеку с ней справиться, — объясняет православный психолог Татьяна Синюшкина. – Современная практическая психология располагает большим арсеналом средств, методов и техник оказания помощи клиенту в посттравматической ситуации. Результат работы, конечно, во многом зависит от мастерства специалиста. Многолетний опыт сотрудничества с епархией, чтение святоотеческой литературы, воцерковление дает мне основание утверждать, что решение проблем с использованием духовного опыта всегда имеет более благоприятный исход.
Отрадно для меня было общение с Натальей и Романом, которые пришли в центр помощи заикающимся при монастыре с сильным недугом и исцелились. Сейчас (уже больше года) их речь плавная и четкая, без каких-либо признаков речевого дефекта.
Практика занятий в центре основана на методике профессора Московского университета, члена-корреспондента Российской академии наук Сергея Рачинского. Еще в 1898 году Рачинский опубликовал работу «Заикание и церковно-славянское чтение». Он писал о том, как в своей школе в течение многих лет успешно применял чтение Псалтири на церковно-славянском языке для избавления от заикания. Настолько правильно простроены священные тексты с точки зрения ритма и интонации, что благодаря им гармонизируется душа, дыхание, нервно-психическое состояние человека. Поэтому терапия Священным Словом — действенная методика.
Сегодня позитивный опыт Камчатского центра помощи заикающимся привлек внимание специалистов, занимающихся данной проблемой в своей практической деятельности. Семь православных логопедов, дефектологов, педагогов и психологов пожелали овладеть методикой профессора С. Рачинского, стали слушателями постоянно действующего семинара «Духовно-ориентированный подход в терапии заикания», который ведет иеромонах Иоанн.
Все больше людей, поверивших в чудо, обращаются в центр за помощью. Конечно, ведь дерево познается по плодам. И разве люди, обретшие в Боге свободу самовыражения, — не достойное доказательство правильности избранного пути?
Дарья Черненко, https://kam-kray.ru/