ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА ФЛОРЕНСКАЯ
Принципы работы консультанта-психолога;
Основные признаки состоявшегося диалога-встречи – Сретения, которое происходит на консультировании.
Что такое, с точки зрения Тамары Александровны, духовно-ориентированный диалог?
Такие понятия, как духовное Я, доминанта на собеседнике, наличное Я, вненаходимость – понятия сегодня часто употребляемые. Но обратимся к первоисточнику и к тому как у Тамары Александровны складывалась эта концепция.
Основой диалогического метода психотерапии Тамара Александровна считала действие-слово. У неё был евангельский взгляд на слово, она воспринимала его, как живое. Это не её открытие. Она опиралась на труды о. Павла Флоренского, который говорил о слове, как о субъекте, имеющем три составляющие: телесно-физическую, душевную и духовную.
Диалог же содержит в себе понятие ответа. Значит за этим понятием следует и ответственность. В диалоге всегда есть содержательная сторона, ответственность тех, кто принимает в нем участие. Самое трагичное, когда этого диалога нет и возникает понятие без ответа, безответственности. У Тамары Александровны весь метод проникнут творческим началом, вот такими смысловыми аналогиями.
В основе ее учения тема, связанная с доминантой на собеседнике. Здесь Тамара Александровна опирается на труды Ухтомского, который говорил, что “Двойник умирает, чтобы дать место Собеседнику”. Быть собеседником, это прежде всего отказаться от своего Я и всецело услышать того, с кем происходит диалог. Тамара Александровна говорила, что есть люди, у которых от рождения такая доминанта существует. Например, у старца Зосимы Достоевского такая доминанта была. И практический психолог может взращивать в себе эту доминанту, что дается опытным путем. Здесь есть методология, как на практике создавать этот опыт.
Отдельную главу Тамара Александровна посвящает теме вслушивания. Как мы способны слышать и вслушиваться? Что такое понимание, какова его природа? Она говорила, что когда происходит диалог, он уникален – как образ Божий. Эта удивительная, православная позиция – в человеке есть образ Божий – проходит через все психотерапевтические установки Флоренской.
На лекциях Тамаре Александровне задавали вопрос о том, что образ искажен, что мы сталкиваемся со злом в мире и в человеке. Она отвечала, что если мы начнем вырабатывать эту доминанту на собеседнике, то мы будем слышать больше, чем говорит человек. Мы будем слышать и наличное Я – где звучит кризис, боль, конфликт, расщепление, и в то же время мы будем находиться во внимании и обращаться к глубинному, духовному Я.
Восприятие наличного Я и духовного Я составляет основу диалогического понимания. В человеке «много шумов», и если психолог начинает настраиваться на внешнее наличное Я (с чем человек обращается к психологу), то можно потерять внутреннюю доминанту в собеседнике, которая позволяет слушать духовное Я в человеке. Самое важное помнить, что обращаясь к психологу, человек несет нам конфликт этих двух начал: духовного Я и наличного Я. Это и есть проявление болезни, расщепление целостности.
Поэтому вслушивание с вниманием, с любовью, осторожное, трепетное вслушивание, уже несет в себе огромную психотерапевтическую помощь. Человек, во-первых, видит, что его принимают, а главное он ощущает, что обращаются к личному, внутреннему Я, которое принимается, но сокрыто под конфликтом этой болезни, проблемы.
Человек начинает в самом себе предчувствовать возможность присутствия духовного Я. Тамара Александровна много примеров приводит в своей книге. Она говорила нам, что нужно как можно больше выслушать человека, можно даже стимулировать его к рассказу. Особенность методологии Тамары Александровны – стимулируя к высказыванию, она внутренним ухом старается услышать, где произошел конфликт между духовным Я и наличным Я. Она назвала это совестью ушей. Каждый психолог должен развивать эту способность слушать – совесть ушей.
Существуют универсальные нравственные ценности. При этом психолог должен иметь свою позицию по отношению к позиции, высказываемой пациентом. Он имеет право высказать свою точку зрения, не навязывая её пациенту, а помогая ему самому осознать проблему, продвигаясь вместе с ним к инсайту. Поэтому, один из главных принципов работы православного психолога – везде исключается момент манипулирования. Никакого ведения пациента, никакого приведения его к своей “благой цели”, когда эта цель понимается психологом как плод собственного анализа и знания, а пациент становится средством ее воплощения. Это принципиальная позиция в консультативной работе.
Общаясь с болью, страданием наличного Я, психолог может испытывать эмпатию, сострадание, что это не означает, что мы в этой эмпатии и останавливаемся. Это лишь разделение проблемы, усиление глубины самого диалога. Но тут возникает очень важная тема, подробно разработанная в методологии Флоренской. Это своеобразное откровение для практикующих православных психологов – внутренняя позиция самого консультанта, которую Тамара Александровна называет «вненаходимость».
Это осмысление и практическое использование русского, отечественного опыта. Идею литературоведа Бахтина о “ненаходимости” автора Тамара Александровна применяет в консультировании. Вопрос был задан арх. Валерию Ларичеву настоятелю храма свв. Флора и Лавра: как он понимает вненаходимость у Флоренской? Ответ был, что это есть наработанный опыт молитвы. Это внутренний камертон . Не отстраненность, не отчужденность – а активная форма слушания. Но при этом ,слушая своего пациента, психолог пребывает во внутреннем нравственном внимании, при котором болезненные проблемы вскрываются в истинном свете. Это своеобразный инсайт, где уврачевание происходит силой Божией. Это то откровение, то чудо, которое Тамара Александровна знала опытно, которое всегда для нее было милостью Божией, где перемену осуществлял Господь. В таком психотерапевтическом диалоге присутствуют не двое, а трое, почему и говорится о встрече, о Сретении с Врачом душ и телес наших. И задача православного психолога – помочь приготовить место этой встрече. Лечение души понимается здесь – как восстановление целостности.
Для психолога поэтому так важно найти золотую середину, где сочетаются эмпатия и вненаходимость. Пересечение этих двух важных внутренних состояний психолога как двух координат дает возможность рождению третьего – качества.
Тамара Александровна говорит, что когда психолог начинает работать в таком методе, где сочетается работа с наличным и духовным Я и создается доминанта на собеседнике, то и сам психолог начинает развиваться и с ним начинают происходить изменения. Это труд, духовный труд, труд прежде всего над самим собой.
Психологи задавали вопрос: не может ли эта позиция перерасти в равнодушие? Интересен сам по себе вопрос. Отчего возникает равнодушие? От того, что мы оберегаем, защищаем себя. Это непроработанность наших собственных вопросов.
Чтобы не впадать в это состояние равнодушия, Тамара Александровна пишет, что очень важно, постоянно соприкасаясь со страданиями своих пациентов, видеть в этих страданиях смысл.
Большое значение в теории Диалога Тамара Александровна придает вопросам воздействия. И это не случайно. 1991, 1995, 1999 года – это время, когда у нас проблемы воздействия получили широкоформатный масштаб. На этом фоне, когда появились различные экстрасенсорные практики, голос Тамары Александровны прозвучал, как очень подлинный и врачующий.
Практика диалогического общения Флоренской постоянно говорит нам об опыте ведения внутреннего диалога. Этот уровень нас подводит к духовному Я человека. Если мы проникаем в смысл страдания, то мы движемся к тому, что нарушено в духовном Я, к конфликту. Стремясь к восстановлению, психолог решает самую главную задачу – стремиться к восстановлению целостности. В своем сердце он всегда имеет эту направленность, тогда это становиться путеводной нитью его работы.
Слово в диалоге у Тамары Александровны – это особая тема. Как бы долго ни проходило консультирование, если слово найдено – проблема решена. Как это слово найти, как оно рождается?
У Тамары Александровны есть статья «Слово в диалогическом общении и молчание, как вершина диалога» в книге «Диалог в практической психологии или наука о душе».
Тамара Александровна пишет в ней, что консультирование есть творческий процесс. И самое страшное, чтобы консультирование не стало механическим, формальным актом. Когда мы пытаемся что-либо навязывать сами, у нас прерывается творчество, живая нить. Надо искать другое взаимодействие, через воспитание себя в том числе.
Формально-ролевое общение закрывает дар творчества. Слово рождается на духовном уровне. Надо, чтоб мы и сами находились на этом духовном уровне. Нашего собеседника мы должны воспринимать как уникальную индивидуальность, как творение Божие. Когда мы так воспринимаем, у нас начинает происходить общение на духовном уровне.
Очень важен такой момент в диалоге, как первичный контакт. Здесь Тамара Александровна вспоминает размышления Флоренского о том, что во время слушания происходит целостное восприятие информации. Первичный контакт определяет дальнейшее развитие диалога. Огромное значение имеет доверие и открытостьпсихолога другому человеку. Открытость возникает, когда мы решаем не свои проблемы, а когда наше эгоцентрическое Я отсутствует и все внимание мы целиком отдаем пациенту.
Очень важен элемент согласия, по Флоренской «единогласия». Когда существует это единогласие, тогда на уровне духовного резонанса происходит рождение слова. Происходит чудо, помощь Божья, человек находит выход.
Глубоко действующие слова обретаются нами в процессе творчества. Таким образом происходит у психолога познание. Тамара Александровна поясняет свою точку зрения говоря о том, что у православного психолога должна быть ясная позиция, заполненность нравственным смыслом.
Что может разрушить диалог? Лицемерие разрушает диалог. Процесс общения идет как драма с непредсказуемым концом. Мы не программируем конец. В этом есть тайна слова. Дается то, что надо другому. Если человек не хочет услышать, слово не родится в диалоге. Надо стараться слышать, не то что говорит человек, а то что его мучает.
Молчание – как вершина диалога.
Слово рождается в молчании и в него же уходит. Мы просим и слышим ответ, каков он. Тамара Александровна считала, что нужно не столько успокаивать клиента, сколько добиваться его полного раскаивания. Эта тактика должна вестись в конкретной ситуации. Совесть не нужно успокаивать. Убедительным признаком полного раскаивания, омывающим раны ,чаще всего бывают слезы. Однако и слезы слезам рознь.
Флоренская, говоря о специфике работы психолога , писала о маевтике Сократа – методе повивальной бабки – это своеобразная подготовка к приему духовных родов, поэтому особенно важен союз в работе православного психолога и священника.
В заключение нашего краткого обзора взглядов Флоренской я вернусь в такой важной теме как вненаходимость. Говоря о вненаходимости, мы сталкиваемся с проблемой переноса. Ради полноты восприятия собеседника и его ситуации, важно не вступать с пациентом в личные отношения, опасен перенос. Важно вырабатывать непредвзятую позицию. В диалоге опасны отношения переноса, но они теряют свою искажающую роль, благодаря переводу отношений на духовный уровень, который вырабатывается при опыте вненаходимости.
Вопросы и ответы:
– Духовное Я находится внутри наличного или оппозиционируется по отношению к наличному Я?
У Тамары Александровны. есть целая глава об этом. Не все люди знают, что у них есть духовное Я. Психологу важно рассматривать их соотношения, которые отражаются во внутреннем конфликте. Чаще мы видим у наших пациентов неосознаваемый конфликт духовного и наличного Я, а сама заявленная пациентом проблема – это чаще всего только начало пути к внутреннему конфликту.
– Как различить, какая сторона больше развита светлая или темная. И что делать, когда различишь?
Есть святоотеческая позиция. Святые отцы говорят о том, что все что нас к Богу приводит, в т.ч. испытания, скорби, болезни, потери – от Бога даются. А что нас отводит от Бога – это действие темных сил. Тамара Александровна говорила, что самому психологу полезно осознание своей немощи. В этот момент действует сила Божья.
Румянцева Н. Д., клинический психолог.