«Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» (Св. Феофан Затворник, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии)
Святитель Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой горы Афон, изучал писания Отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.
С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. святой Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам.
После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование Апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 (19) января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Святой Феофан был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Канонизирован в 1988 г. как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
Почему же святитель Феофан Затворник считается покровителем христианских психологов?
Будучи иеромонахом, свт. Феофан исполнял обязанности инспектора и преподавателя психологии и логики в Новгородской семинарии. Безусловно, его воспитательская и преподавательская деятельность способствовала увеличению интереса и осмыслению вопросов психологии. Исследователи жизни Святителя также отмечают, что преподавательская деятельность иеромонаха Феофана в Петербургской духовной академии строилась на аскетическом и психологическом опыте.
Источниками его лекций на кафедре пастырского и нравственного богословия служили Священное Писание, труды святых отцов, жития святых и пособия по психологии. В одном из писем к Н. В. Елагину Вышенский подвижник рассказывает о сочинении своего товарища по академии прот. Стефана Кашменского, которое было посвящено психологии святых отцов. Св. Феофан считал эту тему важной, но недостаточно изученной в богословии и плохо разработанной. Таким образом, свт. Феофан является своеобразным первопроходцем в этой области. Необходимо отметить тот факт, что среди исследователей наследия свт. Феофана существует не безосновательное утверждение о влиянии на его творчество таких известных личностей, как проф. Федор Александрович Голубинский, Василий Николаевич Карпов, профессор Казанской духовной академии архимандрит Феофан (Авсенев) и др.
Анализируя труды свт. Феофана, можно с уверенностью утверждать, что его опыт христианской психологии основывается на учении о человеке в православной антропологии, аскетической практике, самонаблюдении святых подвижников, личном самонаблюдении и опыте светской психологии. Программа христианской психологии у свт. Феофана сводится к описанию состава человеческого естества с систематическим представлением способностей и назначения каждой из частей. Рассмотрим его программу в три этапа.
Первый этап. Вышенский Затворник описывает состояние первозданного человека до грехопадения. Он рассматривает человека как малый мир, микрокосмос, совмещающий в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лествице творения. Этот малый мир, по учению свт. Феофана, состоит из духа, души и тела. «Общее устройство природы человеческой, – пишет свт. Феофан, – определяется сочетанием разных сил его и способностей, и разных частей его состава». В первозданном человеке присутствует гармония и между составными частями естества, и между силами этих частей. По мысли исследуемого автора, «я» в человеке есть единство духа, души и тела. Все силы человеческой природы сосредоточены и собраны в его личности, в его «я». «Я <…> есть слияние и нераздельное единство всех сил…».
Разбирая подробно составные части человеческой природы, он каждую пытается описать, дать отличительные признаки, определить ее задачи, показать ее место, раскрыть первоначальный замысел о ней. Так, например, пытаясь объяснить, что есть дух, святой затворник определяет его как силу, орган, страх или чувство. Цель и назначение духа есть общение с Богом и миром духовным, управление душою и телом, а также посредничество в обожении всего состава человеческой природы. Такой же разбор он совершает не только с составными частями человеческой природы, но и с каждой силой, присущей этой природе.
Второй этап. Свт. Феофан в свое рассуждение о человеке вводит факт греха прародителей. Люди до грехопадения имели чистое сердце и доброе расположение воли, но через падение в них произошло «превращение». Способности и силы, которые были даны людям для познания Бога, после грехопадения были перенаправлены человеком на самого себя. «Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовию…» . Произошло серьезнейшее изменение в законе существования духа, души и тела, нарушилась иерархия управления и, как следствие, произошло изменение сознания человека. Грех внес разлад между духом, душою, телом и силами, присущими им. Эти силы вышли из под контроля человеческого лица, они приобрели некую независимость и самоуправление относительно человеческого «я». Вышенксий затворник говорит, что человеческое «я» стало не действующее, а «действуемое», то есть не человек стал управлять своими силами, а человеческие силы стали управлять им. Потеряв, таким образом, взаимную точку соединения, составные силы человеческой природы стали как бы конфликтовать друг с другом. Результатом чего стало преобладание одной силы над другой с искажением деятельности последней.
Например, свт. Феофан говорит, что когда преобладает сердце, то это положение сопровождается слабостью ума и непостоянством воли, то есть, человек с этим соотношением сил определяется как личность бесхарактерная и т.д. В результате падения в человеческую природу была занесена тяга ко греху, через грех установилась власть духа злобы над человеком. В мир вошла смерть. Люди потеряли Бога, и внутри человека образовалась пустота, а вместе с ней неутолимая жажда и желание заполнить эту пустоту, отсюда, по мысли свт. Феофана, – происхождение стремлений и желаний. Человек ощущает неполноту своего существа, и именно это заставляет его искать предмет для восполнения себя. Более того, человек начинает считать благом все, что дает ощущение восполнения, даже грех .
Третий этап. Свт. Феофан говорит о необходимости врачевания человеческой природы через личный подвиг и действие Божие. Божественная благодать врачует «низвращение», в котором человек оказался по причине греха. Благодать, по мысли свт. Феофана, восстанавливает в совести Божественные законы, изменяет и преобразует расположение воли, умиротворяет низшие пожелания. Все под ее воздействием должно стать на свое место, то есть прийти в состояние первоначального замысла Бога о человеке. Этот длительный процесс врачевания проходит в Церкви, в которой есть все необходимое для этого.
Таким образом, опыт христианской психологии свт. Феофана есть анализ описания человеческой природы в состоянии первозданного Адама, в состоянии после греха и во грехе, а также под благодатью. Преосвященный Феофан, во-первых, говорит об идеале и норме, к которой призван человек, а затем рассматривает состояние падшего человеческого естества с описанием последствий и, в завершении, излагает способ и возможности возвращения нормы бытия микрокосмоса, т.е. человека. Свт. Феофан в своих трудах раскрывается как прекрасный психолог и знаток религиозно-нравственной жизни. Он проникает вглубь души, созерцая и открывая нам законы бытия внутреннего потаенного человека.
Психологические взгляды свт. Феофана не абстрактные размышления и не философский концепт. Это живое богословие о душе, построенное на основе святоотеческого аскетического опыта, и цель этого богословия – спасение человека и приготовление его для вечности.
Источники:
- http://psyheo.by/svyatitel-feofan-zatvornik/
- https://fotoload.ru/foto/422578/500×500/