Заикание недуг у детей болезненных и слабонервных нередкий, подчас значительно затрудняющий им школьное обучение. Способы лечения этого недуга давно выработаны в Америке Г-жею Лей (Leiph) и распространены в Европе. Сущность их заключается в гимнастике голосовых органов, а именно в систематически упражнениях, в декламации нараспев стихов и благозвучной прозы, сперва медленной, затем ускоряющейся.Помню Помню деревенского соседа, страдавшего заиканием в степени чрезвычайной. Он ездил в Париж лечиться от этого недуга. Лечили его преимущественно протяжною декламациею, на псевдоклассический лад, монологов Расина и Корнеля, и вернулся он исцеленным, по-видимому, окончательно. В речи его не осталось ни малейших следов заикания, и в течение нескольких лет он говорил вполне плавно. Но случилось ему за что-то сильно рассердиться на своего кучера. На поспешном упреке он заикнулся: недуг вернулся с прежнею силою, и он до самой смерти остался заикою. Наша начальная школа, независимо от целей лечебных, обладает, в церковно-славянском чтении, могучим средством для устранения неправильностей выговора. В особенности можно сказать это о школе церковной, в коей больше внимания и времени уделяется на чтение отчетливое и истовое, приложимое в богослужебной практике.Способность к такому чтению не может быть развита без долгих предварительных упражнений в чтении протяжном, нараспев.Школа в этом отношении оказывает влияние благодетельное. Сплошь да рядом в ней исчезают, как бы сами собою, слабые степени заикания. Нельзя сказать того же самого о более сильных степенях этого недуга. Заурядное классное чтение, самостоятельное изучение нескольких богослужебных текстов недостаточны для их устранения. Нужны добавочные упражнения в чтении именно протяжном, нараспев, и непременно под наблюдением учителя.Предоставленные самим себе, ребята, уже победившие технические трудности чтения, непременно стремятся к тому дробному чтению, отчетливому и быстрому, коим щеголяют опытные причетники, которое иногда, по соображениям практическим, и бывает нужно, во время длительных служб… Но преждевременныеупражнения в таком чтении для заикающихся гибельны, ибо именно вызывают припадки заикания. Честь и слава тому учителю, который займется с заикающимся учеником отдельно, не допуская его до быстрого чтения, пока он вполне не освоится с чтением медленным. Чтение нараспев, очень протяжное, как и пение, доступно всякому заикающимся. Прошлою весною в Татевской школе окончил курс мальчик, сильно заикавшийся. Некоторое улучшение в его выговоре в школе произошло, но до полного исцеления было еще далеко. Осенью он поступил в Дунаевскую второклассную школу, при чем я обратил внимание заведующего ею священника на необходимость продолжать упражнения в протяжном церковно-славянском чтении.Почтенный о. Березкин не пожалел своих трудов, и на днях я убедился, что мальчик совершенно перестал заикаться, когда находится в спокойном состоянии духа.Последнее обстоятельство заставляет меня напомнить о необходимом условии успешного лечения заикания голосовыми упражнениями, условии, без коего, впрочем, немыслим успех в каком бы то ни было школьном деле. Условие — это внимательное обращение, равное и кроткое, с учащимися детьми. Заикание, в корне своем — болезнь нервная. Оно поддерживается и усиливается нервными потрясениями, даже незначительными.Особенно сильно действует на заикающихся — страх. Достаточно резкого окрика, чтобы вызвать заикание у ребенка, к нему расположенного. Всем учителям известно, с каким трудом отвечают на экзаменах ученики, хотя бы в легкой степени заикающиеся.В большинстве случаев самое возникновение недуга связано со случайным испугом.
Затем, лечение заикания именно чтением церковно-славянским, истовым чтением богослужебных текстов, представляет то неоцененное преимущество, что оно бессознательно продолжается и вне школы пациентом, приобретшим навык и вкус к чтению в церкви. Лишь продолжительная практика может упрочить результаты леченияНевольно думается, что если бы мой покойный сосед, вместо того, чтобы ездить в Париж, выучился у местного церковника истово читать, — хотя бы часы III и VI, и затем неуклонно читал их перед каждою литургиею в своем приходском храме, он добился бы исцеления более прочного.Быть может, благочестивое это упражнение притом помогло бы ему сдерживать те припадки гнева, из коих один внезапно уничтожил результаты парижского лечения…
Автор: Сергей Рачинский, русский ученый, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.