Торкаченко Ю.В., канд. психол. наук, Председатель Камчатской региональной общественной организации «Общество заикающихся».
Общество заикающихся, организовано в Камчатском крае 16 лет назад, объединяет энтузиастов, специалистов и самих страждущих. В основном мы занимаемся миссионерской деятельностью, но постепенно, малыми шагами начинаем реализовывать терапевтическое направление в деле помощи заикающимся взрослым совместно с Центром помощи заикающимся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре. Далее поделимся опытом.
Изучение проблемы заикания с точки зрения цивилизационного подхода позволяет нам выйти на духовно-ориентированный научно-практический уровень консультирования заикающихся. Этот подход направлен на изучение и применения на практике опыта, накопленного в восточно-христианской цивилизации.
Отметим основные принципы цивилизационного подхода, на которые опираемся в методологии и соответственно в практической работе с заикающимися взрослыми.
Представление о человеке
В основе любой деятельности, обращенной к человеку, лежит общее представление о человеке, или антропологическое учение, в соответствии с которым и строится деятельность. От того как психолог отвечает на этот вопрос – «Кто есть человек?» зависит теоретическое и практическое осмысление проблематики.
В этом смысле мы опираемся на представление о человеке как об образе и подобии Бога. Человек есть по замыслу Творца существо богоподобное, и потому его нормальная жизнь, а также возможность достижения своего истинного назначения возможна, только в связи с Богом.
Таким образом, антропологические рамки определяют направление, содержание, средства и возможности практической деятельности психолога.
Представление об идеале здоровья и благополучия
От ответа на вопрос: «Что есть благо для человека?» зависит и то, как терапевт, психолог будет взаимодействовать со страждущим.
Есть образ к нему нужно стремиться. Для того чтоб соответствовать Образу Бога, нужно ограничивать себя в своих желаниях удовольствиях на уровне слова, дела, помышления, что в свою очередь, подразумевает борьбу и самоограничение. Если же человек не стремится к Образу Божьему его мучает совесть, душа страдает.
Таким образом, основа страдания или болезни заключается в том, что созданный Богом человек, сознательно и свободно отказывается от общения с Творцом и ставит себя и свою самость в центре существующего мира.
Сегодня, многие психологические подходы понимают благо – как разумность и осознанность в получении удовольствия и удовлетворении потребностей, соответственно практические методы, нацелены на достижение душевного комфорта «клиентом». К сожалению, такая психологическая помощь практически безразлична к духовно-нравственным ориентирам человека.
Принцип приоритета духовного над материальным
По замыслу Творца, силы человека, свойственные низшим, телесным формам жизни, должны были подчиняться высшей, специфически человеческой силе — духу; в результате грехопадения эта иерархия нарушилась и дух стал подчиняться душе, а душа —телу.
Учитывая принцип приоритета духовного над материальным заикание, как и другие формы неблагополучия у взрослого человека — это не самостоятельная болезнь, а лишь симптом, обнаруживающий нарушение иерархичности мировоззрения, нарушения в трехчастном телесно-душевно-духовном устройстве человека.
Речь, в рамках таких представлений является продуктом духовной деятельности, а запинки в речи – индикатором духовного неблагополучия.
Опора на основные положения святоотеческого учения, Священное писание и церковные тексты
Исходя из учения Святых отцов, мы понимаем, что речь может быть внутренняя и внешняя. Об этом очень ясно и точно пишет прп. Иоанна Дамаскин: «Разумная сила души действует через мысль или через внутреннее слово. Внутреннее слово есть движение души, происходящее в разуме без какого-либо выражения в речи. В отношении этого вида слова мы и являемся разумными».
Святые отцы, вводят понятия помысла (помышления) – непроизвольной мысли, которая побуждает человека к действию. Природа помысла не является результатом деятельности разума человека, но все внутренние ресурсы человека направлены на то, чтобы разобраться с тем, что не является частью его разума. Как результат, голова человека переполнена помыслами при полном отсутствии мыслей.
Заикающимся также овладевают определенные помыслы, с которыми он может бороться или подчиняться, плениться.
Таким образом, новый-старый методологический подход открывает опыт помощи заикающимся, накопленный столетиями русской цивилизацией. Он пока менее формализован, однако это не умаляет его практической ценности.
Различные аспекты практической деятельности специалистов, на стыке православной антропологии и психологии, исследовали Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Ю. М. Зенько, Л. Ф. Шеховцова, М. Я. Дворецкая, А.В. Шувалов, В. И. Слободчиков, Т.А. Флоренская, Л. Ф. Шеховцова и др.
Теоретические воззрения отражены в практических методах помощи заикающимся профессора Московского университета, члена-корреспондента Российской академии наук Сергея Александровича Рачинского. Основным методом лечения заикания он считал воцерковление человека.
Случаи исцеления заикании также описаны в житие св. праведного Иоанна Кронштадтского.
В процессе практической деятельности в контексте духовно-ориентированного подхода мы выделили некоторые особенности консультирования взрослых, страдающих логоневрозом. В настоящий момент мы собираем эмпирические данные, факты. Поэтому следующая часть доклада имеет скорее описательный характер.
1. Заикающиеся могут говорить чисто.
В своей практической деятельности мы опираемся на исследование звучащей православной речи Ольги Александровны Прохватиловой, доктора филологических наук. В ходе исследования О.А. Прохватилова изучила мелодику звучащей речи характерную для молитвословий и выявила отсутствие акустических особенностей, особое внутреннее построение речи без доминант, отсутствие семантического ударения, особую фонетику. В Горе от ума. А.С. Грибоедова упоминается эта особенность: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Так вот мелодика молитвословий лишена чувств и эмоций чтеца, таким образом исключив влияние человеческих страстей на божественные тексты и смыслы.
Таким образом в светской науке доказано, что сакральная речь имеет совершено уникальное построение. Такая речь, по словам Прохватиловой, называется гиперкоммуникацией и у нее конечно же есть адресат.
Обращение к древней мелодике языка – открывает новые возможности в реабилитации заикающихся, делает возможной подлинную связь человека с Богом, а через эту связь внутри человека восстанавливаются здоровая иерархия отношений Духа, души и тела.
Кроме гиперкоммуникации, существуют другие виды звучащей речи, обращенные к кому-либо:
- обращение к человеку (коммуникация),
- обращение к себе (аутокоммуникация),
- обращение к неодушевленному предмету (к маленькому ребенку или собаке), к тому, кто не дает обратную связь (квазикоммуникация).
Так на начальном этапе консультирования мы акцентируем внимание на том, что человек способен говорить чисто, при гиперкоммуникации. Как правило, заикающиеся с удивлением обнаруживают этот факт, что при обращении к Богу, через молитву у них возникает чистая звучащая речь. Такое осмысление дает, страдающему заиканием, верный ориентир в поиске средств и методов коррекции недуга.
2. Восприятие времени.
Страждущие возникновение запинок и судорог объясняют спешкой в речи: «запинаюсь, когда хочу быстро сказать, тороплюсь, боюсь не успеть». Человеку кажется, что он не успеет сказать нужное, выразить мысль, при этом он испытывает субъективное ощущение растяжения во времени, медленности речи при акте коммуникации.
На наш взгляд причины заключаются в состоянии напряжения в ситуации речевой нагрузки. Например, в психологии известен феномен субъективной минуты, которая быстрее заканчивается у людей, находящихся в состоянии эмоционального напряжения.
В этом случае важно учить внутренне протягивать звуки (пропевать). При исполнении такого упражнения речь становится более ли мене плавной и в этом случае можно выразить мысль. Заикающиеся делают над собой усилие, чтобы пропевать, а не проговаривать, так как внутренне возникает ощущение протяжного пения, а внешне речь все-равно выглядит немного прерывистой, но без запинок.
Кроме того, обращение к молитве и чтению псалмов являются основными методами коррекции речи в духовно-ориентированном подходе помощи заикающимся
3. Иерархия ценностей.
Люди, обращавшиеся за помощью, свою внешнюю речь ставят на первое место, наблюдается зацикленность на себе и неудержимое стремление владеть идеальной речью (если говорить православным языком, то речь идет о гордыне).
Следовательно, основная мишень терапевтической работы – выстраивание иерархии мышления, основанной на принципе приоритета духовного над материальным. Работа по изменению иерархии ценностей на первом этапе заключается в работе с помыслами. На втором – ориентацией на добродетели.
4. Длительная травматизация в отношениях с родителями.
В процессе консультирования это обнаруживается не сразу, и страждущие стереотипно начинают свой рассказ про то, что когда-то в детстве их сильно испугали. Обычно об испуге рассказывают со слов других (близких взрослых).
Как правило испуг является, триггером возникновения запинок. В этом случае работа психолога направлена на прощение обид на родителей и важность соблюдения 5 заповеди.
5. «Курс на безопасность».
Ключевой целью любой деятельности заикающегося, не только коммуникации, является обеспечение безопасности себе. Наблюдаются характерные качества:педантичность, перфекционизм, навязчивость в мыслях и действиях, желание контролировать. Формируется устойчивая стратегии поведения – избегание ситуаций общения, которая закрепляется получением облегчения (удовольствия) в тех случаях, когда удается избежать коммуникации. В процессе работы психолог подводит к осознанию того, что за страхом лежит гордыня. По словам преп. Иоанн Лествичника «Горделивая душа – раба страха».
6. Блудная страсть.
Подверженность блудной страсти – одна из часто встречающихся особенностей в консультировании.
В святоотеческом наследии есть множество подтверждений тому, что «блудная страсть попускается за осуждение других и за гордость» (преп. Иосиф Оптинский). В этих случаях работа направлена на преодоление осуждения и смирение.
Итак, основные практические методы на стыке православной антропологии и психологии в деле помощи заикающимся это – работа с помыслами, аскеза, выстраивание мировоззрения в соответствии с православными традициями, вооцерковление, помощь в подготовке к таинствам.
В совместной работе психолога со священником психолог скорее выполняет задачи помощника в подготовке к таинствам и вооцерковлению.