Read Time:2 Minute, 54 Second

Роль семьи в развитии ребёнка трудно переоценить. Для детей семья это не только целый мир. В семье закладываются те эталоны, с помощью которых мы, став взрослыми, оцениваем всё наше окружение с точки зрения его нормальности, а также совместимости с нами. Именно родители закладывают тот жизненный сценарий, по которому уже взрослый человек подсознательно или осознанно будет строить свою жизнь. Поэтому на родителях лежит огромная ответственность – ведь воспитывая ребёнка, они воспитывают будущего взрослого.

Одним из факторов, по которому психологи определяют развитие ребёнка, является речь. Это одно из самых важных исторических достижений человечества, ведь именно речь помогает стать личностью. Речь помогает людям взаимодействовать друг с другом, а также с собой (т.н. внутренняя речь), что способствует саморазвитию каждого индивидуума и человечества в целом. Именно речь помогает донести до окружающих не только свои элементарные потребности, но и сложные идеи и мысли, озвучить свои чувства и вербализировать ощущения. 

Как правило, в дошкольном возрасте бо’льшая часть детей с трудностями поведения, это дети, которые имеют какие-либо нарушения речи. И это объяснимо. В определенный момент ребенок желает взаимодействовать с миром, рассказать ему о себе и о своих желаниях, но что же он получает в ответ? Непонимание. Что может быть страшнее для человека? И ребёнку очень трудно совладать с чувствами, которые рождаются в ответ на это непонимание. В первую очередь это бессилие, которое в виду незрелых психических процессов и нервной системы в целом, выливается часто в агрессию по отношению к сверстникам и близким. И это не самый плохой вариант, так как в этом случае пусть и таким неконструктивным, но доступным для него способом, ребёнок сигнализирует окружающим о том, что ему нужна помощь. Если рядом окажутся психологически грамотные взрослые, то они помогут найти подходящие для ребенка способы взаимодействия с миром, помогут развить речь. Гораздо хуже, когда, например, от природы робкие дети, столкнувшись с этим вселенским непониманием, замкнутся в себе и перестанут пытаться донести свои потребности до окружающих. Именно на этом этапе развития может возникнуть заикание, как одна из форм нарушения речи.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

В своем развитии заикание проходит несколько фаз от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению. В последствии, мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я». Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания исследователи выделяют следующие:

  • наследственную отягощенность; 
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы; 
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания, могут выступать:

  1. нарушение развития моторики и чувства ритма;
  2. трудности интеллектуального развития;
  3. нарушения эмоционально-волевой сферы;
  4. длительные психические травмы. 

К причинам, провоцирующим возникновение заикания, исследователи также относят:

  • одномоментная психическая травма (страх, испуг);
  • двуязычие или многоязычие в семье;
  • подражание;
  • тахилалия (ускоренная речь).

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может в последствии помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

А какие причины заикания встречались Вам?

Педагог-психолог 1 категории Якубова Елена Владимировна

Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *