Read Time:8 Minute, 3 Second

В Духовно-просветительском центре Петропавловской и Камчатской епархии 14 декабря 2012 г. прошла необычная конференция: «Опыт православной педагогики в решении проблемы заикания человека». Такого плана конференция организована в России впервые. Организаторы конференции: Петропавловская и Камчатская епархия Камчатский госуниверситет им. Витуса Беринга, Министерство образования и науки Камчатского края, Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров. Во всем мире признается, что заикание – сложная общечеловеческая проблема. Первый Международный конгресс заикающихся прошёл в Японии в 1986 г., с тех пор такие Конгрессы проводятся регулярно. Создана Европейская Лига ассоциаций заикающихся (ELSA), куда входят почти все страны континента. Создан официальный сайт (ISA). Неудовлетворенность медицинской и психолого-педагогической помощью заикающимся явилась одной из главных причин возникновения всемирного движения взаимопомощи этим людям. В конференции приняли участие кандидаты психологических наук Психологического института РАО (г. Москва) Е.П. Гусева и О.Е. Серова, старший методист кафедры педагогики и психологии Института повышения квалификации Т.А. Синюшкина, кандидат психологических наук университета им. Витуса Беринга Е.В. Ковалёва, заведующая отделением реабилитации и коррекции Камчатского центра реабилитации и коррекции Н.А. Пушкина, священнослужители Петропавловской и Камчатской епархии и излечившиеся от заикания люди в «Центре помощи заикающимся» при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре Петропавловской и Камчатской епархии.

Открытие конференции началось просмотром фильма «Заикание не только проблема, но начало духовного пути», о результатах работы «Центра помощи заикающимся» при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре. После просмотра которого, присутствующие с не ослабевающим вниманием участвовали в работе конференции, Доценты и кандидаты психологических и педагогических наук Московских и Камчатских педагогических и психологических институтов представили необычные доклады, касающиеся опыта накопленного дореволюционной Россией и советской наукой по обретению недугующими людьми плавной речи. Были изложены исследования и психотерапевтическая помощь в преодолении логоневроза, педагогическая поддержка заикающихся детей, опыт работы по коррекции заикания. Представлены и православные аспекты этой проблемы: духовно-ориентированный подход к проблеме заикания, слово прозрачное тело духа, особый строй церковной речи, педагогическая система С.А. Рачинского, несколько десятилетий проработавшего в сельской школе, успешно применявшего в своей педагогической практике чтение на церковно-славянском языке для излечения заикания у детей.

В православной аскетике существует понятие: так называемое дыхание духа. Святые отцы дыханием духа называют молитву. И насколько человек, страдающий заиканием, овладеет произвольным дыханием духа, настолько, по принципу иерархичности, ему будет подчиняться нижележащее (на уровне души и тела) речевое дыхание. Таким образом, практическая деятельность, направленная на овладение дыханием духа, состоит молитвенном упражнении, в упрочнении связи с Духом. Молитва делает возможной, в первую очередь, подлинную связь человека с Богом, а через это восстанавливает и здоровые отношения внутри человека между духом, душой и телом.

В советское время создана удивительная по масштабу охвата государственная-система логопедической помощи. Она добилась больших успехов, решив немало важных проблем. Заикание в ее структуре занимало особое место. Однако, по словам самих школьных и дошкольных логопедов, они «боятся заикания, не знают, что с ним делать». Многие дефекты речи устранимы чисто техническими приёмами, педагогическими методами, научением, но с заиканием даже эта уникальная советская логопедическая система справиться не смогла. Наряду с официальной системой логопедической помощи, в 1970-е годы сложилась школа талантливого врача Казимира Дубровского, разработавшего методику эмоционально-стрессовой терапии, элементы которой он увидел у северных шаманов, когда был заключенным ГУЛАГа в Воркуте. После реабилитации К. Дубровский с успехом применял опыт одномоментного снятия заикания. Он первым понял, используя современные термины, необходимость в процессе лечения заикания дестабилизации устойчивого патологического состояния. Он понял, что у заикающихся, несмотря на заикание, есть другая память – память о хорошей речи, которую он и вызывал на аффекте. Но, дело в том, что заикание – нарушение, которое периодически возвращается. Только человек выведен на уровень плавной речи, как после малейшей стрессовой ситуации возникает рецидив, причем в усиленной форме.

Поэтому развитие науки, изучающей проблемы заикания с точки зрения медицины, психологии и педагогики, закономерно выводит нас на следующий уровень исследований, который направлен на использовании духовного опыта, накопленного в Церкви.

Сегодня с «Центра помощи заикающимся» при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре Камчатским центром помощи заикающимся сотрудничает несколько православных логопедов и психологов. Все больше людей, поверивших чуду, обращаются сюда за помощью. Конечно, ведь дерево познается по плодам. И разве люди, обретшие в Боге свободу самовыражения, – не достойное доказательство правильности избранного пути?

Перед аудиторией с опытом обретения плавной речи выступили настоятель Мильковского храма «Богоявления» иерей Василий Гросс, работник Усть-Камчатского храма «Покрова Пресвятой Богородицы Роман Петухов, Анастасия Бессонова.

Конференция «Опыт православной педагогики в решении проблемы заикания человека», закончилась принятием резолюции и единодушным мнением о её необычайной полезности.

Отзывы участников конференции:

Елена ГУСЕВА, кандидат психологических наук, зав. группой истории отечественной психологии. Психологический институт РАО

Для России – эта конференция совершенно уникальное явление, эта первая конференция, предлагающая православные методы исцеления, страдающим недугом заикания. И я испытываю просто человеческую радость о том, что такого рода конференция наконец-то состоялась! Существует ассоциация, сайт для заикающихся, но православной помощи таким людям никогда не оказывалось.

А на самом деле существовала сложившаяся православная методика исцеления, она очень проста, ясна и человекообразна. Человек свою испорченную суть, свою повреждённую душу может исцелить, только обратившись к своему создателю – Господу. «Заи-кающийся» – в самом слове уже заложено решение проблемы.

В нашем институте наработаны методы избавления от недуга, включая и семейную психотерапию, когда члены семьи должны помогать страждущему. Работая с группами, наши специалисты выходят и на духовные проблемы, понятие смысла жизни. Но здесь открывается совершенно другой аспект: духовность для открытого институтом метода – это культурные ценности и гуманизм. Кроме того, на мой взгляд, замкнутость на личность терапевта мешает до конца излечиться от недуга. Православная методика считает духовностью связь с Богом, через которого и происходит излечение заикающегося.

Сегодняшняя православная конференция – это победа!

Нелли ПУШКИНА, заведующая отделом реабилитации и коррекции «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Я стояла у истоков этой конференции. Нам всегда хотелось посвятить в эти проблемы как можно больше специалистов, потому что вопросы, касающиеся исцеления заикающихся всегда были у нас в мыслях и сердце. «Центр помощи заикающимся» при Свято-Пантелеимонов монастыре существует с сентября 2009 г., опыт нескольких священнослужителей Петропавловской и Камчатской епархии послужил отправной точкой для его организации. Общаясь с недугующими, мы пробовали разные способы общения, привлекали разных специалистов. Конференция удивительна по своему духу.

Сегодня мы разговаривали с большим количеством специалистов, но создалось ощущение, что беседовали с близкими нам по духу людьми. Вначале я сомневалась и боялась, что наш православный опыт могут не принять. Ведь собрались люди светские, знакомые с Православием поверхностно. Но всё устроилось наилучшим образом, люди всё восприняли. И думается, что это всё по воле и промыслу Божиему.

Если рассуждать о дальнейшей судьбе «Центра помощи заикающимся», то мне думается, что найдутся оптимальные решения, возможно подобию этого центра в России будут возникать другие. Некоторые епархии уже заинтересовались нашим опытом. Конечно, такие центры должны создаваться при церквях либо монастырях, ведь исцеление человек получает от Господа, а не традиционным путём. Традиционно мы работаем в маленьких кабинетиках, перед зеркалами, с картинками и чтением текстов; конечно добиваемся хороших результатов, но у человека всегда есть страх, что он может вернуться на круги своя.

В православной методике другое отношение к проблеме. Если в нашей светской методике человек всегда страшиться остаться с проблемой на всю жизнь, то в православной – у человека убирается страх упованием на Бога, ведь духовная часть человека связана с Господом. И человек понимает, что все, что происходит с ним, всё – по воле Божией, и если он полностью не излечился, то на это тоже воля Божия. И человек идёт по этой тропе до конца, не отчаиваясь.

Вначале своей логопедической деятельности благословляясь у владыки Игнатия, я сказала, что поработаю на этом поприще во славу Божию. Но как я могла это делать, работая в светском учреждении, не представляла. Владыка познакомил меня с отцом Иоанном, и я, общаясь с ним по профессиональным вопросам, стала прислушиваться к его советам и у меня получалась работа во славу Божию.

Православная методикой обретения плавной речи людьми страдающими недугом заикания стоит сегодня в самом начале пути.

Опыт обретения плавной речи Романом Петуховым

(Выступление на конференции)

Слава Богу за то, что он привёл меня в монастырь, где я обрёл много знакомств, много узнал, многому научился, чем в мирской жизни теперь и руководствуюсь. В августе 2009 г. С психологическим дисбалансом, «болотом» в голове и сильно заикаясь, я чудесным образом оказался в Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре с одной единственной целью: пожить дней пять в монастыре, посмотреть на монашескую жизнь изнутри, на совесть подготовиться к Таинствам Христовым: исповеди и причастию. В разговоре с отцом наместником Антонием получил положительный ответ. Первым моим монастырским послушанием была чистка лампад в храме, в процессе выполнения которого произошло моё знакомство с отцом Иоанном.

Позже выяснилось, что он основатель и руководитель православного центра заикающихся на базе монастыря. Постепенно я воцерковлялся: участвовал в таинствах исповеди и причастия. Трудился: выполнял различные послушания: убирал территорию, чистил снег, работал в трапезной, в храме. С большим трудом мне давалось чтение и изучение церковно-славянского языка. Я нервничал, гневался при запинках, а их было предостаточно, раздражался, а случалось даже хамил и огрызался.

Всегда читал утренние и вечерние правила, ежедневно на протяжении четырёх месяцев читал акафист Целителю Пантелеимону. За успехи в чтении благословили читать, шестопсалмие, кафизмы и каноны на вечерних службах и подпевать на клиросе на Божественной Литургии.

Со временем стал ощущать внутреннюю лёгкость, отсутствие страха публичности, внутри себя ощутил какой-то стержень уверенности и контроля над речью.

В центре познакомился с большим количеством интересных людей: психологами и логопедами, журналистами и артистами. Способствовало душевному выздоровлению и знакомство с паломниками, приезжающими, как в монастырь, так и в скит. Смог общаться со священнослужителями и монахами, приезжающими с материка, большое впечатление осталось от знакомства с протоиереем Валерианам Кречетовым.

Вообще, я стал легче контактировать с людьми, легче мне стало выражать свою мысль, стал менее замкнутым. Хотя в обиходной речи запинки ещё остались, но несущественные. Прожив в монастыре трудником год, я прошёл отличную духовную школу.

Выйдя из монастыря, с благословения владыки Игнатия женился, брак венчанный, живём семьёй в п. Усть-Камчатск. В храме «Покрова Пресвятой Богородицы» являюсь чтецом, пономарём, пою на клиросе, выпекаю просфоры и веду работу по хозяйству храма. Супруга моя несёт послушание в трапезной храма и учиться петь на клиросе.

Материал подготовила член Союза журналистов России

Нина ДОРОНИНА

Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *