Read Time:4 Minute, 30 Second

Хорошо, когда мы говорим то, что думаем, а главное — имеем такую возможность – сказать. Но не все людим умеют говорить четко, без запинок.
Около трех процентов людей в России страдают недугом заикания. Это примерно пять миллионов человек. Возможно, в масштабах целой страны эта цифра не так велика. Но, все-таки, она достаточно внушительна для того, чтобы всерьез задуматься.
Накануне Всемирного дня заикающихся, который отмечается 22 октября, корреспондент газеты Наша Камчатка и добрый помощник монастырского центра помощи заикающимся Татьяна Хворостяная побеседовала об этой проблеме и о возможных путях ее преодоления с логопедом Нелли Алексеевной Пушкиной — заведующей отделением реабилитации и коррекции ГОУ Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Нелли Алексеевна расскажите о работе вашего центра?
– Наш центр оказывает помощь заикающимся детям от трех до восемнадцати лет. Она состоит в том чтобы максимально ввести больного ребенка в общество здоровых. Для этого нужно поправлять их психологическое здоровье и улучшать познавательные процессы — подтягивать до уровня нормально развивающегося сверстника. Не во всех школах ребенку могут предложить такую коррекционную помощь, специалистов нехватает.

– Из-за чего у ребенка могут возникнуть такие проблемы?
– Есть несколько путей развития болезни. Одно из нарушений — органического плана, когда присутствует наследственность, а именно, в роду есть заикающиеся родственники. Иногда сказывается нарушение развития ребенка во внутриутробном состоянии, или протекание родов с осложнениями. Это могут быть и травмы, которые влияют на физическое сотояние головного мозга, нервной системы, тогда заболевание возникает исподволь, с нарастанием, родители даже не могут сказать, когда это началось. Сначала происходит добавление определенных гласных: «а» или «э» и затем усугубляется повторением слогов в начале слова или перебоями в дыхании.
Другое течение – невротического характера, это может быть внезапный испуг, как часто бывает у детей — испугала собака, или громкий звук, взрыв, хлопок. Или же когда ребенок находится в длительном состоянии стресса — перед разводном родителей, например.
Оба эти вида заикания одинаково травмируют ребенка, поселяя в нем страх высказывания, страх речи, нежелание говорить. Зная, что сейчас последует запинка, он перестает говорить. Коррекционная работа — не чисто логопедическая, здесь должен быть комплекс мероприятий, его назначают специалисты разного направления: психолог, врач, который может назначить медикаментозное лечение, и логопед, который работает исключительно со словом, с речью.

Какое колличество пациентов обычно излечивается?

– В моей практике было подростка три, которые после выхода из нашего центра на протяжении нескольких лет овладевали хорошей речью. Наверное, они обладают сильной волей. Из ста больных детей полностью исцеляются примерно три человека. Можно говорить с уверенностью о значительном улучшении речи у 84-85 процентов пациентов. Но здесь процентов у пятидесяти бывают периоды, когда речь хорошая сохраняется, а потом при каких-то обстоятельствах, болезни, например, ухудшается, и мы берем их на повторный цикл.

– Наверное, на сегодня нет стопроцентной методики, которая помогла бы излечиться от заикания навсегда…

Скорее всего, заикание — это болезнь не функциональная, (не нарушающая произносительные механизмы), а духовная. Поэтому я никогда не отвергаю возможности духовного лечения, когда человек обращается не только к врачам, посещает логопеда и психолога, но еще и приходит в лоно церкви, чтобы получить там духовную поддержку. Бывают случаи, когда люди, обратившиеся в церковь, действительно исцеляются. Или же заикание становиться не таким болезненным. Потому что заикание обусловлено тем, что меняется не только характер речи, но еще и способ общения с людьми. Человек становится замкнутым, в глаза не смотрит, старается сказать что-то скороговоркой, чтобы спрятать свой дефект речи. А когда идет еще и духовное исцеление, то тогда отношение самого человека к своему дефекту становится не таким болезненным.

– Какие новые технологии вы используете в своей работе

В нашем центре для детей и для подростков оказывается помощь не только посредством традиционной логопедии и психологии — правильное произнесение слогов, слов, предложений, заучивание текстов и приучение ребенка плавно их пересказывать. У нас еще и приобретено оборудование биологической обратной связи, это копьютерный комплекс, который обладает датчиками, регистрирующими сердцебиение человека. Мы вырабатываем у ребенка навык диафрагмального дыхания (животом), которое нормализует состояник всего организма, приводя его в покой. Ровный вдох, медленный выдох. Он должен запомнить, что в таком состоянии он модет говорить правильно, спокойно, саморегулирует свое состояние. Можно сказать, что это состояние отдаленно напоминает состояние человека при молитве. Когда человек читает молитву, у него наступает состояние покоя, умиротворения. Но самое главное- все эти технические средства и методики являются лишь вспомогательным компонентом. Я, как специалист, все-таки убеждена в том что основная работа должна проводиться на духовном уровне.

– Сейчас в нашей стране возрождается практика занятий по методике профессора Московского университета, члена-корреспондента Российской академии наук С. А. Рачинского.

Чтение церковно-славянских текстов очень положительно влияет на исчезновение запинок. Настолько правильно простроены тексты, что идет гармонизация души, дыхания, всего внутреннего состояния человека. Очень часто заикание связано с нарушением дыхания, происходит судорога на вдохе или выдохе, а чтение этих текстов ритмизированно, выстроено интоционно определенным образом не как обычная светская речь, это можно сравнить с поэзией. Чтение церковно-славянских текстов лечит душу, а вместе с ней и речь, потому что речь — составляющая души. Нервно-психическое состояние человека настолько гармонизируется, что можно действительно говорить, терапия Священным Словом — действенная методика.

К словам Нелли Алексеевны хочется добавить что, Сергей Александрович Рачинский в 1898 году опубликовал работу «Заикание и церковно-славянское чтение». Он писал о том, как в своей школе в течении многих лет успешно применял чтение Псалтири на церковно-славянском языке для избавления от заикания.
По прошествии почти ста лет эта методика возрождается в России. В некоторых гимназиях она успешно используется для коррекции речи. Теперь она применяется и на Камчатке. В мужском монастыре в честь святого великомученника и целителя Пантелеимона по благословению Архиепископа Игнатия работает центр где помогают заикающимся овладеть свободной речью.

http://blogs.pravkamchatka.ru/inok/2009/10/28/cловом-будет-жив-человек/
Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *