1. Личность.
Заикание – не расстройство речи, но болезнь (страдание) всего человека (личности). Недостаток, относящийся к области духовной, к сфере психологии.
2. Общение.
Заикание проявляется и действует в общении (наедине заикающиеся не заикаются), и является нарушением личностного общения. То или другое лицо не может общаться, войти, во что-то общее. Или связаться с кем-то общим для двоих (нескольких) участвующих в общении (созидании, обнаружении чего-то или кого-то общего для них.) не возникает единения в чем-то или ком-то единства. Единение нарушено, лицо закрыто, нет открытых отношений, на лицо страх. Кто-то или что-то, чужая воля вмешивается (Неткачев) в этот процесс.
3. Нация.
Материальным носителем речи является язык, последний не мыслим вне нации и национальной культуры, в которой он раскрывается и через которую наполняется содержанием. Нация не существует вне национальной памяти и национального архетипа, национального бессознательного. Поэтому выстраивать психотерапевтическое воздействие – воздействие словом, вне контекста национальной культуры бессмысленно. Русская культура и русский язык настолько пронизаны православным видением мира, что без учета этого факта невозможны гармонизация личностных отношения в конкретном национальном обществе. Это не приводит к узноконациональному эгоизму, но напротив, как и в человеческом теле сочетание различных членов приводит к образованию целостного человека , так и в мировом сообществе сочетание различных национальных культур приводит к целостной картине мира.
Отец Иоанн (Заяц)