Read Time:8 Minute, 28 Second

Представляем вашему вниманию доклад, прозвучавший в рамках круглого стола «Запад и Восток: сравнительный анализ методов коррекции заикания», прошедшего в рамках регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и восток, историческая память народа» 15 декабря 2020 г. в Петропавловске-Камчатском.

Педагог-психолог высшей квалификационной категории, член КРОО “Общества заикающихся” Каминская М.Ю.

В 80 – 90 – ее годы XX столетия американские учёные активно искали составные успешности, анализируя достижения разных людей, их когнитивные и социальные навыки.

Безусловно, происхождение, наследственность и вложенные в образование силы влияют на состоятельность человека, но на преуспевании в жизни — особенно если это касается людей без врожденных привилегий — сказывается уникальное сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности, когда собственные чувства и желания человек использует не деструктивно, а для достижения долгосрочных целей.

Какими бы ни были университетский диплом, родительская семья и первые годы счастливой жизни, именно умение человека управлять своими чувствами и замечать чувства других скажется на его способности заводить долгосрочные отношения в личной жизни и бизнесе, приобретать влияние, обращать на себя внимание, возглавлять коллектив, дружить и создавать семью.

Эмоциональный интеллект, в широком понимании, — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни.

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации книги журналиста Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQ» в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.


Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.


            В эмоциональном интеллекте психологи выделяют навыки четырёх категорий.

Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять её и улаживать конфликты.

Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт человек или интроверт, он чувствует эмоциональные сигналы других и редко сталкивается с недопониманием.

Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на собственную жизнь.

И последнее — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.

Сам по себе эмоциональный интеллект способен держать человека на плаву, но лучшие результаты в карьере приносит в сочетании с глубокими знаниями и сильной мотивацией. Действительно, высокий коэффициент интеллекта помогает поступить в университет или попасть на долгожданную работу, но именно развитый эмоциональный интеллект влияет на подверженность стрессу, помогает построить отношения на новом месте или приспособиться к турбулентной рабочей ситуации. Саморегуляция, умение слышать и ставить себя на место другого, способность управлять настроением дополняет практические навыки и умения во всех сферах, где требуется общение. Очевидно, что в век, когда множество задач в разных сферах уже поручено или будет в ближайшее время передано машинам, таких сфер подавляющее большинство.

На что в первую очередь влияет эмоциональный интеллект?

Осознание себя

Чувствуя эйфорию или подавленность, беспричинное беспокойство или вполне конкретную озабоченность, человек с высоким EQ понимает, что происходит с ним и как это называется. Он в состоянии отличить тревогу от злости или паники, а спонтанную нежную радость — от сильной эмоциональной близости. Давая себе отчёт в своих чувствах, он способен отстраниться от них и не углубляться в разрушительные и бесплотные мысли. Исходя из эмоций, он будет строить долгосрочные планы, где перепады настроения или новые события в жизни в целом не сильно изменят вектор его развития. Это совершенно не означает унылую жизнь, без впечатлений, в которой нельзя подвергнуться порыву. Скорее, это глубокое знание, как реагировать на конкретные эмоции. Например, не продолжать бесплодный спор, когда все участники конфликта находятся на взводе. Не взваливать на себя слишком много обязанностей в состоянии эйфории. Не бояться признаться себе в неприглядных чувствах и взять за них ответственность. Не причинять другим добро без их запроса. Такие «не» берутся из личного негативного опыта и часто автоматически настраиваются после нескольких промахов — просто требуется время, чтобы уловить связь между нашими чувствами и последующими действиями.

Саморегуляция

Понимая свои чувства, легко собой управлять — от осознанного питания до рабочего графика и планирования рабочего времени. Высокий EQ сказывается на том, что человек берёт на себя ответственность за свою жизнь и итоговый результат всех отношений — рабочих и личных — и не ищет виноватых. Вместо перекладывания вины на коллег, которые подвели, или вторую половину, которая не поняла нас правильно, люди с высоким EQ склонны задавать себе вопросы, на каком этапе недопонимание усугубилось, что именно они могли бы сделать лучше, — и используют эти знания в следующей аналогичной ситуации. Самоконтроль способствует тому, что человек не позволяет негативным эмоциям — гневу, тревоге, усталости — сказаться на окружающих и следит за собственной репутацией: данное слово, обещание и договорённости соблюдаются им на постоянной основе вне форс-мажоров.

Результаты оцениваются по усилиям и собственным действиям, а не через анализ ошибок других. А новые условия и жизненные ситуации не повергают в тревожное состояние: человек с высоким EQ будет искать в трудностях возможность их решения и личностного роста или перехода на другую работу и к другим отношениям. Это не значит, что человек превращается в робота, у которого упорядочены все импульсы и реакции. Скорее, эмоциональный интеллект означает здравую оценку своих возможностей и достоинств, признание за людьми права вести себя как им хочется и умение решать конфликтные ситуации при столкновении интересов, не становясь их заложниками на многие месяцы.

Мотивация

Эмоциональный интеллект тесно связан с мотивацией и проактивным поведением — умением адекватно реагировать на перемены, объединять (а не разобщать) людей, представлять чужие интересы, делегировать власть и внушать людям веру в лучшее. Человек с высоким EQ легко обучаем и относится к временным трудностям без упаднического настроя, руководствуясь принципом «не попробуем — не узнаем». Он хорошо анализирует свои и чужие ошибки, не самонадеян и потому умеет влиять на настроение группы, не запугивая и не давая легковесных обещаний.

            Во-первых, эмоциональный интеллект влияет на желание оправдать свои и чужие ожидания и более ответственно относиться к данным гарантиям.

Во-вторых, потребность обсуждать взаимные ожидания на работе или в семье даёт возможность высказать опасения, отчего «серых зон» в большой задаче со временем становится меньше.

В-третьих, эмоциональный интеллект почти всегда связан с рациональным распределением ресурсов и инициативностью: вместо прокрастинации проактивный человек выберет обучение или помощь другому, обустройство общего пространства, дополнительные навыки или свободное время.

В любом коллективе есть человек, которому нужно немного больше, чем другим, и он охотно делится этим — у него есть идеи, он растит цветы в офисе или приносит угощения, без жалоб помогает другим или берёт на воспитание стажеров. Всё это так или иначе пример мотивации на рабочем месте. В личной жизни всё работает примерно так же. Есть люди, которые всегда позвонят первыми, выберут новое место для общего ужина, закажут групповую поездку, пригласят на свидание, никогда не забудут о дне рождения, — все это тоже признаки эмоционального интеллекта.

Эмпатия

В широком смысле эмоциональный интеллект влияет на способность понимать, что чувствуют и думают другие. Это может включать в себя много информации разного рода: как знания по социальной психологии о групповом поведении или отношениях в паре, так и конкретные умения успокоить и вывести из ступора паникующего человека, знания правильных формулировок и способов отвлечь внимание. В целом, эмпатия — это настроенность на других в любом их состоянии, принятие их настроения, понимание языка и считывание невербальных знаков. Первое, на что влияет эмоциональный интеллект, — на умение опознавать эмоции других и делать из этого выводы. Правило не кричать на плачущего ребёнка или не вести долгие споры с агрессивно настроенными людьми — базовое правило эмпатии, которое помогает сократить напрасно потраченные усилия. Руководитель, который слышит подчинённых и даёт им инструменты для роста и развития, проявляет себя как эмпатичный лидер, потому что чувствует запросы других и помогает им реализовать свой потенциал. С эмпатией связано и ощущение справедливости — отсутствие предубеждений и предпочтений, умение использовать навыки всех участников процесса для общего блага.     

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не на действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

И, конечно, человек с развитым эмоциональным интеллектом обычно хорошо понимает то, о чем не говорят: уважает слабые места, помнит о травмах, не сталкивает конфликтующие стороны, видит иерархию и умеет с ней считаться.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Что в итоге может привести к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия у 15-39% людей продолжается более года.
             Важная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и отринуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость) и широкое распространение эмоционально окрашенного языка с Я-сообщениями.      

Чтобы контролировать эмоцию, её нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Я чувствую…
Потому что…
Я хотел бы…
            Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
            Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объём этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Литература

  1. Шиманская В. Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции. – [Режим доступа]: https://trends.rbc.ru/trends/education/5ed67acf9a79470d60d8af28 (дата обращения: 01.12.2020)
  2. Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать. – Электронный ресурс: https://zen.yandex.ru/media/style.rbc.ru/emocionalnyi-intellekt-pochemu-on-opredeliaet-nashu-jizn-i-kak-nad-nim-rabotat-5ee77d4593ecf541adcc393b (дата обращения: 01.12.2020)
Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *