В Центре помощи заикающимся при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре Петропавловской и Камчатской епархии используется методика профессора Рачинского, наряду с воцерковлением человека, т.е. участием в Таинствах церкви и жизни монастыря. Отец Иоанн (Заяц) (руководитель центра) считает, что проблема заикания, это проблема иерархии, приводя в пример перекресток равнозначных дорог, к которому с четырёх сторон подъезжают автомобили. Если не будет внешней регулировки (знаки, разметка, регулировщик) или внутренней договоренности водителей, то есть большой риск аварийной ситуации. В данном случае под автомобилями понимаются помыслы человека. Речь активируется помыслами. У человека заикающегося поток внутренней речи не прерывается (внутренняя речь при заикании не страдает), но при этом нет иерархии — что важнее, и поэтому происходят запинки в речи. Но вопрос иерархии в данном случае более глобален.
Как педагог-психолог я часто наблюдаю за детьми, и вижу очевидные различия между детьми, которые воспитываются в православной традиции и остальными. Я не говорю о том, что у православных детей нет трудностей в развитии, здесь отличий никаких нет. Но при этом развитие таких детей гораздо лучше поддается коррекции. Я думаю, что причина в том, что дети, которым привиты хотя бы азы православия, знают, что есть кто-то, больше и главнее, чем они. Выше них — родители, а еще выше — Бог. И таким образом, у детей нет проблемы иерархии, есть уважение к авторитету старших. Это дает возможность ответственному взрослому, например, педагогу или родителю, простроить и скорректировать путь развития ребенка и направить его по нему. При этом любой психолог, даже не православный, вам скажет, что любое нарушение иерархии в семье, как минимум невротизирует ребенка. Проявляться это может по-разному: энурез, тики, заикание, страхи, агрессивное поведение. Потому что для нормального развития ребенок должен ощущать рядом с собой надежного адекватного взрослого, которому можно доверить свои проблемы и не думать о них. Ну а если даже взрослый с какими-то проблемами не справится, а это очевидно невозможно, то есть Бог, к которому можно обратиться с неразрешимыми вопросами. При этом ребенок учится брать на себя ответственность в тех вопросах, которые он способен решить сам (в очерчивании этих границ и их постепенном расширении принимают участие родители), а так же просить помощи в тех вопросах, которые он самостоятельно не сможет разрешить. Это основа психологически здоровой личности.
Педагог-психолог Якубова Е.В.