Read Time:8 Minute, 51 Second

Проблема заикания, несмотря на долгую историю её изучения до
нашего времени остаётся одной из сложных как для исследователей, так и для родителей, а также и педагогов, которым важно продумывать систему работы с заикающимися детьми в контексте инклюзивного образования.
Но, самое главное, о чем надо говорить – заикающиеся самых разных
возрастов жду от современных специалистов (логопедов, врачей, педагогов) реальной помощи и поддержки в преодолении своего недуга, который мешает активно взаимодействовать с другими людьми, мешает взаимопониманию, другими словами — общению. Не случайно на основе своих исследований доктор педагогических наук, профессор Р.Е. Левина пришла к выводу о том, что заикание представляет собой расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной функции [4].

Поднимая вопрос о педагогической поддержке заикающихся детей,
отмечу, что она видится в совместном с ребенком определении возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) заикания, мешающих ему в активном общении и взаимодействии с другими людьми. Осуществленный анализ работ, посвященных выявлению сущности педагогической поддержки (О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, М.М. Михайловой, С.М. Юсфина), позволили выявить характеристики педагогической поддержки, такие как [1; 2; 3; 7]:

  • двойная направленность («педагогическая поддержка»
    разрабатывается в русле оказания помощи человеку, в решении его проблем; а также выступает принципом всей гуманистически ориентированной системы образования);
  • универсальность явления педагогической поддержки (в зависимости от ситуации по содержанию и форме различают: педагогическую поддержку, направленную на решение задач обучения и воспитания; психологическую поддержку, способствующую внутреннему росту субъекта образования; нравственную поддержку в ситуации нравственного противоречия и его разрешения);
  • неоднозначность понятия («педагогическая поддержка», может быть представлена как метод, форма воспитания, технология образования).

Если остановиться на младшем школьной возрасте, то все мы
понимаем, что в данный период идет пополнение словарного запаса
взрослеющего ребенка. Но «наш» заикающийся ребенок не может активно использовать его, ему трудно на уроке донести свою мысль до учителя, сверстников. Чтобы в этой ситуации поддержать ребенка важно, чтобы педагог стремился опереться на непосредственное зрительное восприятие или на яркие и четкие зрительные представления.

Уже более 10 лет назад я вела курс «Сопровождению личностного
самоопределения младших школьников». В классе был мальчик, который в момент сильного волнения заикался, но на одном из занятий этого с ним не произошло. Я предложила детям в начале учебного года вспомнить о летнем отдыхе и нарисовать то важное событие лета, которое им очень приятно вспоминать. Илья Ж. нарисовал луг, косу, крынку молока и себя с бабушкой.
Каждый ребенок мог подробнее рассказать о важном событии лета. В числе первых был и Илья Ж.. Я помню, что, держа в руках свой рисунок и рассказывая, что он очень полюбил парное молоко, живя в селе у своей бабушки, он говорил плавно и спокойно. Ответ на вопрос: «Что же произошло с Ильей Ж. в момент рассказа?», — я позже нашла в работах профессора Р.Е. Левиной. Мы помним, что в период младшего школьного благодаря новому виду деятельности – учебному происходит активное развитие ребенка и пополнение его словарного запаса. Но заикающийся ребенок не может активно использовать словарный запас в процессе общения с людьми разных возрастов. И учителю просто необходимо в этой ситуации поддержать ребенка, для этого важна опора на непосредственное зрительное восприятие или на яркие, четкие зрительные представления ребенка.

Тот случай, который я описала с Ильей Ж., может быть
прокомментирован следующим образом. Заикание у мальчика было снято, это можно объяснить тем, что, образно говоря, «видя ситуацию
непосредственной деятельности» на своем рисунке (это термин Р.Е.
Левиной), Илья Ж. облегчил сам себе объяснение своих действий и
манипуляций с предметами (крынкой молока, косой), которые он видел. Это значительно облегчило составление взрослеющим ребенком рассказа о своём летнем дне, который было приятно вспомнить.

Профессор Р.Е. Левина также обращает наше внимание на то, что в
случаях затруднения в подыскивании нужного слова «ситуация
непосредственной деятельности» позволяет ребенку воспользоваться
местоимением или просто жестом, что не возбраняется при его объяснении или рассказе о чем-либо[4]. На уроках труда, когда дети что-то клеят, режут, отмеряют, конструируют тоже необходимо помнить, что «ситуация непосредственной деятельности» может поддержать заикающегося ребенка, потому что так называемая ручная деятельность в этом активно помогает.
Специалистам в сфере образования важно помнить, что развитие моторики детей и улучшения координации движений взаимосвязано с активизацией речевой практики, так как ребенку часто важно называть действия, которые он производит. Предполагается, что таким образом происходит отвлечение внимания детей от процессов произнесения, и они получают возможность говорить размеренно и спокойно. Еще раз отмечу, что развитие самостоятельной речи в процессе ручной деятельности позволяет упорядочить темп речи ребёнка. Спокойный ритм выполнения работы переносится на их речь, делая её плавной. Стоит также отметить, что занятия
ручным трудом позволяют внести в него элементы соревнований, а также обсуждения качества работы, что может сделать речь детей более живой, это, конечно, важно для всех детей, в том числе и для заикающихся.

Нельзя в контексте статьи не вспомнить о том, что ещё в 1889 г. вышла в свет интереснейшая работа «О заикании» исследователя И.А. Сикорского (отца будущего конструктора вертолетов) [5]. Названная монография явилась результатом многолетней работы ученого, которая помогла описать этимологию и терапию заикания. После выхода в свет монографии, заикание даже получило второе название – «невроз Сикорского» [6]. Уверенна, что монография «О заикании» представляет интерес и для современного педагога, который ищет способы и возможности поддержки заикающихся детей. Так вот, И.А. Сикорский в своей книге акцент ставил на нравственной
обстановке и особой психологической атмосфере, которая бы содержала ряд условий, неблагоприятных для заикания. Знаменитый исследователь писал, что эти условия должны быть ассоциативно связаны с функцией речи таким образом, чтобы всякое намерение начать речь вызывало к действию эти условия. Для реализации условий нормализации речи, по мысли И.А. Сикорского, можно использовать и жесты, и мимику [5]. Об этом поподробнее.

«Посредством смелого взора и выпрямления туловища заикающийся
старается возбудить в душе бодрость и смелость подобно тому, как
трусливый человек громким голосом возбуждает в себе бодрость духа» [5].
Мы с вами понимаем, что для бодрости духа, о которой писал И.А.
Сикорский, педагогу важно помнить о важном принципе теории обучения, – принципе положительного эмоционального фона в обучении. В этой связи Ш.А. Амонашвили предлагает узнавать хорошую школу и учителя по тому, насколько громко его голос звучит из класса. Если мы, не находясь в кабинете, не слышим его, то возникает уверенность, что детям на уроке комфортно. Я говорю об учителе, который душой и сердцем осознает, что его деятельность ведет к рождению «человеческого в человеке» (В.И. Слободчиков). И если в классе, в котором есть заикающийся ребенок, учитель помогает принятию его сверстниками, доброму отношению к нему,

включению ребенка в такие виды деятельности, которые бы «заглушили его заикание», то развитие заикающегося ребенка будет поступательным.

Обратимся вновь к мыслям И.А. Сикорского. Мимика и жесты, по
мысли автора работы «О заикании» могут сделаться орудием лечения
заикания [5]. Но их надо подбирать и стараться обучить им как в
сценическом искусстве. Может быть, поэтому заикающемуся ребенку важно участвовать в спектаклях, где ему по сценарию просто необходимо учиться жестам? Но для создания спектаклей важно желание не только детей, но и учителя.

Далее И.А. Сикорский делает акцент на выразительном чтении, для
того, чтобы и жестами, и интонацией выразить содержание читаемого[5].
При этом выбор отрывков имеет существенное значение, их содержание должно вызывать те чувства и настроение духа, которые могли бы быть полезными. Но это одна сторона медали. Другая состоит в том, чтобы обучить ребенка выразительному чтению и тем самым дать ему в руки средство производить своим чтением впечатление на самого себя. Говоря современным языком – помогать повышению самооценки ребенка и уверенности в своих силах, потому что заикающиеся дети чаще бывают застенчивыми, неуверенными в себе.

В работе «О заикании» автор предостерегает от того, чтобы умственное развитие ребенка не брало перевеса над физическим развитием и чтобы на этой почве не возникало состояния психического утомления [5]. Как это важно в наш неспокойный век, когда знания и информация признаются ценностью для человека, например об этом писали Фрэнсис Фукуяма и
Элвин Тоффлер. Сейчас, наверное, не время спорить по этому вопросу, я только хотела сказать, что переутомление всех детей опасно, а заикающийся ребенок из-за слабого физического развития может усиливать свое заикание.
Что греха таить, сегодня из-за нехватки часов на «важные» предметы,
учитель может «посоветовавшись» с родителями «пойти на некоторое сокращение» часов на пение. А ведь эта дисциплина вносит свой весомый вклад в развитие голоса и речи, помогает эмоциональному раскрепощению.

Если вновь обратиться к монографии известного исследователя И.А.
Сикорского, то мы можем почерпнуть достаточное количество
дополнительных рекомендаций, которые мог бы использовать современный учитель, искренне переживающий и заботящийся о заикающихся воспитанниках, с которыми ему важно активно взаимодействовать. По мысли известного российского ученого, в классе необходимо применение шепотной, монотонной, медленной речи и речи с низким голосом. Ученый отмечал, что
шепотная речь в высшей степени предохраняет от заикания. Монотонная же речь есть речь, лишенная естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно. По убеждению И.А. Сикорского, медленная речь принадлежит к числу самых верных средств для уменьшения или даже устранения приступов заикания. Учителям, активно стремящимся подержать заикающегося ребенка, важно помнить, что названные виды тонированной
речи имеют в себе большую предохранительную силу против заикания, мешающему общению взрослеющего человека с миром и самим собой [5].

Чтобы этого не происходило, убеждена, что в поддержке заикающихся
детей сегодня необходимо специалистам свою деятельность основывать на особом подходе – православном. Основными положениями обозначенного подхода являются: вера в человека и его выздоровление, помощь человеку в обретении веры, без корой человеку сложно не только «уйти» от болезни, по и познать самого себя, молитвенная помощь человеку на пути обретения «спокойной» речи (сегодня есть научные работы, доказывающие особую
силу молитвы).
Настало время, когда мы можем со всей ответственностью говорить о
том, что важные ценностные установки, изложенные в православном вероучении, которые как бы «присваивает» взрослеющий человек при условии поддержки и помощи со стороны глубоко верующего человека,также являются опорой заикающемуся в преодолении недуга. Уточню, что на сегодняшний день, говоря о потери ценностных ориентации в обществе, православный подход необходим не только в поддержке заикающихся, но и всем «потерявшимся» в этом мире. Убеждена, что если православный подход будет реализовываться в ряду других подходов (личностном,
деятельностном, системном), то выздоровление заикающегося взрослеющего явственно.

Е.В. Ковалева, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный университет
имени Витуса Беринга»
г. Петропавловск — Камчатский

Библиографический список:

  1. Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания / Т.В. Анохина,
    Н.Б. Крылова // Народное образование. – 1997. – №3. – С. 108 – 113.
  2. Анохина, Т.В. Опекун, контролер, организатор досуга или ? / Т. В. Анохина // Народное
    образование. – 1998. – № 4 – С. 127 – 132.
  3. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н.Н.
    Михайлова, С.М. Юсфин. – М. : МИРОС, 2002. – 208 с.
  4. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной — М., 1968. :
    [Электронный ресурс] : — режим доступа: http://znate.ru/docs/2943/3/1/index.html
  5. Сикорский, И.А. О заикании : [Электронный ресурс] : — режим доступа :
    http://www.dictor.ru/p/zaikanie-sikorsky.html
  6. Шкловский, В.М. Сикорский о заикании : [Электронный ресурс] : — режим доступа :
    http://www.dictor.ru/2010/02/zaikanie-vvedenie.html
  7. Юсфин, С.М Педагогическая поддержка в школе / С. М. Юсфин // Народное
    образование. – 1998 – № 4 – С. 112 – 115.
Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *