Read Time:3 Minute, 26 Second

В природе проявляется такая высокая
степень разума, что вся значимость,
которую люди придают своему мышлению,
кажется по сравнению с ней абсолютно
ничтожной. Это ощущение является
главным стержнем в жизни ученого и в его
поисках… Чем больше знаний о мире дает
нам наука, тем явственнее вижу я руку
Всевышнего, правящего Вселенной.

Альберт Эйнштейн

Наличие заикания во всех цивилизациях, культурах и языках мира
говорит о том, что проблема плавности речи не является проблемой
воспроизводства звуков, коммуникации, а находится на более высоком иерархическом уровне.
Поступательное движение науки, изучающей проблемы заикания с
точки зрения медицины, психологии, педагогики, приводят нас на
следующий уровень исследований, который направлен на постижение духовного опыта, накопленного церковью.
Филология нового времени обратила внимание на изучение сферы
церковной жизни. Это связано с тем, что в нашем обществе,
ориентированном новыми политическими реалиями, наметилась
обращенность к духовным ценностям и слова «церковь», «человек»,
«свобода» стали звучать в новом контексте.

Объектом изучения О.А. Прохватиловой, доктора филологических
наук, профессора, заведующей кафедрой истории русского языка и
стилистики Волгоградского государственного университета, стала духовная речь: интонационно-звуковая организация молитвословий и проповедей.
Материалом для исследований послужили авторские агнитофонные записи молитвословий и проповедей Патриарха Всея Руси Алексия II, митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла (ныне – Патриарха Всея Руси), митрополита Антония (Сурожский), архиепископа Германа, архимандрита Иоанна (Крестьянкин) и других представителей церкви.
Всего было проанализировано более 20 тысяч синтагм (звуковых
отрезков). В ходе исследования использовались новые технологии, новый технический инструментарий, компьютерные программы и ставились такие задачи, как:

  • Определение сущностных признаков молитвы и проповеди.
  • Выявление интонационно-звуковых параметров духовной речи.
  • Выявление роли акустических компонентов интонации.
  • Определение лексико-семантической мотивированности отбора
  • просодических средств.
  • Коммуникативная направленность молитвы и проповеди.
  • Дифференциация разновидностей духовной речи.

В ходе исследования О.А. Прохватилова изучила просодику
(мелодику) звучащей речи характерную для молитвословий и проповедей и выявила:

самостоятельное существование и взаимодействие просодики древней и просодики современной. Особый тип ударения древней просодики основан на пролонгации гласных и тона на одном уровне (например, отсутствие акустических особенностей, особое внутреннее построение речи без доминант, отсутствие семантического ударения, особая фонетика. Гласные: Богородице Дево, согласные: виждь, даждь), а современной просодики – на соединении тона и громкости.

Чем выше уровень ритмизации молитвы, тем ниже уровень
восприятия смысловой насыщенности текста молитвословий. В молитве сохраняется интонационная целостность текста молитвы, так называемое «оседлание» интонации. Высота тона не меняется.

Лексико-семантическая мотивированность отбора просодических
(мелодических) средств. Синтаксис и семантика не совпадают, что является неформализованным признаком присутствия Бога.

Таким образом, ослабляется смысловая насыщенность и логическая
цельность текстов молитвословий.

Доминантой молитвословий автор определила гиперкоммуникацию,
являющуюся сущностным признаком молитвы: слово как воплощение божественной сути; речь как дар Божий, продукт духовной деятельности человека. То есть молитва делает возможной подлинную связь человека с Богом, а через эту связь внутри человека восстанавливаются здоровые отношения между Духом, душой и телом. Благоговение выражается как во внутренних, так и во внешних формах.
Таким образом, происходит дифференциация духовной речи.
Выстраивается следующая цепочка: духовная Речь – воцерковление –
обретение Духа Святаго. В советские времена произошло «отсечение»
человека от сакрального, которое связано с православным мировоззрением и состоит в осознании сакрального Слова как воплощения Божественной сущности Спасителя.

Все это приводит к логическому выводу, что механизм обретения
плавной речи человеком заикающимся таков:

  1. Возвращение человека в древнюю просодическую систему звучащей речи через чтение Святого писания, молитвословий, молитв развивает способность гиперкоммуникации и очищеает речевую память от множества негативных наслоений, которые он получает в процессе своей жизнедеятельности.
  2. Нейтрализация негативной семантики, смывание негативной памяти, в том числе, страха речи; очищение фонетического строя языка, проговаривание буквы или слова без слоя культурно-исторических норм – все это очищает звукопроизносимую форму.
  3. Особое отношение к сакральному тексту позволяет фиксировать в речевой памяти новое состояние, как более высокое ценностное по вектору вверх. Затем этот вектор вертикали переносится и в обычную речь.

Таким образом, обращение к древней просодике языка – открывает
новые возможности в реабилитации заикающихся. Изучение и применение духовного опыта святоотеческого учения о человеке, сотрудничество Православной церкви и светской науки делает практику оказания помощи заикающимся более эффективной и действенной.

Н.В. Мягкая, социальный педагог
МБОУ «Лицей № 46»,
г. Петропавловск-Камчатский

Библиография:

  1. Прохватилова, О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. – [Электронный ресурс] : – режим доступа : -http://www.portal-slovo.ru/philology/37453.php
  2. Иеромонах Иоанн (Заяц) Единственный способ освобождения от недуга заикания – это обращение ко Христу – источнику Слова…//Духовно-нравственное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 21 – 25.
Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *