Read Time:6 Minute, 5 Second

Заикание — не только проблема. Это начало духовного пути.

В этом уверен Александр Павлович Фурсов — главный редактор журнала «Духовно-нравственное воспитание» издательства «Школьная Пресса», член Союза Писателей и лауреат II Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет.

Чтобы так сказать, надо иметь право. Иначе — голословно. Иначе — не поверят. И непременно вызовет раздражение у того, кому дефект речи мешает жить нормально.

Произнести такое утверждение можно только в том случае, если столкнулся с этой проблемой сам. Столкнулся и выбрался. Выбрался и рассказал другим: а можно и так победить заикание, попробуйте!

Собственно и разговор на встрече А. Фурсова со специалистами из Камчатского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, состоявшейся в начале октября, был о логопедии. Другой. Православной. Она значительно отличается от светских методик. А по результатам нередко и превосходит их.

«Педагогика акафиста»

Эта статья Фурсова появилась в журнале «Воспитание школьников» в 2001 году. В работе рассматривались основные понятия: что такое акафист, его составные части: кондак и икос. А несколько лет спустя акафист стал отправной точкой в новых трудах автора:

«Проблемы речи нашей семье знакомы: они были у сына, — начал встречу Александр Фурсов. — Чтобы помочь ребёнку, мы обратились к акафистам. Читали медленно, потихоньку, многое объясняя сыну. И что-то случилось. Что-то произошло. Помогали и логопеды, конечно. Но было ощущение, что именно с Божией помощью я смог не оставить ребенка с проблемой наедине.

Интерес к тому, что же произошло, вывел меня на Сергея Александровича Рачинского. В конце 19 века этот человек стал главным идеологом церковно-приходской школы. Среди его трудов я обнаружил упоминание о статье «Заикание и церковно-славянское чтение». В Интернете она появилась только полгода назад. Мне удалось найти ее немногим раньше в селе Татево, в Тверской области, на родине Рачинского. Её и еще одну — «Чтение псалтырей в начальной школе», удивительный материал по чувствованию текстов священной книги. И в этих статьях я увидел подтверждение тому, что по воле Божией открывал в себе самостоятельно: такая методика возможна. Стал собирать любую информацию о православном подходе лечения заикания. Нашел в интернете материал о центре помощи заикающимся при мужском монастыре в честь великомученика Пантелеимона в Петропавловске-Камчатском. Написал в епархию. Мне ответили. Дальше завязались прекрасные отношения с отцом Иоанном, которые и привели меня на Камчатку.

Несколько важных бесед с батюшкой о проблемах заикания еще раз убедили меня, что, опираясь на помощь Божью, церковно-славянский язык, службы, богослужебные тексты, мы поднимаемся очень высоко, поднимаемся в область Духа.

Камчатка удивительна. Мы будем делать номер, посвященный духовно-нравственному воспитанию на вашем полуострове, и одним из тематических центров выпуска станет опыт православного подхода в лечении заикания, который накопился при монастыре. Пускай эта тема, как новая струна, прозвучит по всей России».

Немного жаль, что газетные строки можно только прочитать. Вот бы их можно было услышать! Чтобы, как сказал Фурсов, новой струной, новым звучанием до многих донесся голос:

«Посещал при монастыре общество заикающихся. Ибо сам таковым являлся»

Четко и быстро, без единой запинки, произносит молодой мужчина. Роман. Он год жил трудником при мужском монастыре. Читал церковные часы, утреннее и вечернее правило. О том, что много лет Роман заикался, незнающему человеку догадаться невозможно.

Никто не скажет этого и об Наталье. Молодую девушку, стоящую перед иконой в слезах, в Свято-Пантелеимоновский монастырь отправил Владыка Игнатий, возглавлявший тогда Петропавловскую и Камчатскую епархию.

— Отец Иоанн смог принять меня только на третий раз, — рассказывала свою историю на встрече девушка. — После этого прошел год. Я читала молитвы — в монастыре, дома. Сейчас я немного заикаюсь, когда волнуюсь. Результатам поражаются все. Особенно мама, ведь заикание у меня с детства было, причем сильное!

Можно ещё добавить, что Александр Фурсов познакомился со священниками из наших приходов. Их служение — это непременно слово: проповедь, исповедь… Мало много знать. Нужно еще уметь складно говорить. Сейчас это у батюшек получается. Но было ведь время, когда все было иначе… И здесь пришла на помощь

Православная логопедия

Если зайти во всемирную сеть — термин не увидишь: нет такого понятия! А между тем, на Камчатке это сочетание применяется не первый год. И специалисты уже появились: православные логопеды. С богатейшим опытом устоявшейся логопедии, но не побоявшиеся признать: когда работаешь, опираясь на духовные законы, можно достичь казалось бы невозможного: сделать речь заикающегося человека неотличимой от общепринятого эталона.

Нелли Алексеевна Пушкина — логопед КГОУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». Не первый год совмещает практику с деятельностью в монастыре:

— Кажется, аналога центру помощи заикающимся, как при нашем мужском монастыре, нет. Да и вообще взаимодействие священника с логопедом пока явление нечастое. Хотя результаты такого соработничества — очень неплохие. Наталья, что поделилась своей историей на встрече, сделала это очень бойко, красиво, интонировано. То, что у девушки был серьезный дефект, вызвало удивление у многих. И у меня бы вызвало! Просто я знала Наталью раньше. И прекрасно помню, как она разговаривала…

Чем же отличается метод традиционный от православного?

Современная логопедия — проверенные на практике методы, сотни написанных трудов, защищенных диссертаций и, конечно, неплохие результаты.

Православная логопедия — это, прежде всего, Сергей Александрович Рачинский, имя которого упоминал Александр Фурсов на встрече. Он первый предложил чтение псалтырей в качестве способа избавления от заикания, отказавшись от привычных методов логопедии: работы с зеркалом, проговаривания. Ставя во главу воцерковление человека, он в своих работах говорил, что церковнославянский язык содержит такие синтагмы, которые способны лечить.

Есть и то, что роднит эти две методики. Во-первых, это период молчания. В традиционном понимании, мы предлагаем ограничить ребенка в просмотре телевизора, играх на компьютере, да и самому быть немногословным. Такая мера нужна, чтобы отойти от своей проблемы, ощутить в себе гармонию. Православная логопедия — это в том числе и службы. Кажется, большей гармонии, чем при участие в богослужении, получить невозможно.

Научный подход дает образец правильной речи: плавной, интонированной. В церкви — это молебны, где тоже свои законы: ритм, дыхание, мелодика… Много еще параллелей.

По разные стороны две практики разводит вот что: в первом случае человек уповает на себя и на своего учителя-специалиста. Во втором же необходимо…

…Довериться воле Божией

— Вы знаете, — продолжает Нелли Пушкина, — с заиканием столкнуться может каждый: верующий или нет. Но православному человеку в этом случае свойственно большее спокойствие. Это мое наблюдение: ведь я вижу и тех, и других. В наш центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции приходят мамы и папы с дошкольниками, детьми постарше. Реже — с подростками. Чувствуется большая нервозность или гиперопека взрослых. Каждая эмоция передается ребенку. Он начинает понимать: «Со мной что-то не так. Я другой» и тоже волнуется. Приходится работать со всей семьей.

У воцерковленных по-другому. Они прежде всего принимают ребенка таким, какой он есть. И испрашивают помощи у Господа: врачебной, молитвенной и силой Причастия. Доверяются воле Божией, словом…

Бытует мнение специалистов, изучавших механизмы заикания много лет, что наиболее податливы для постановки правильной речи дети до девяти лет. Дальше — гораздо сложнее. Подростки замыкаются в себе. Чем старше становятся, тем глубже поселяется проблема, вгоняя многих в безысходность: сложности на работе, неудачи в личной жизни, неверие в возможность исцеления. Неверие.

А есть другое слово. Вера. И произнести его, не зацепившись буквой за слог, можно. С Божией помощью. А метод? У человека всегда есть свободный выбор. Так что решайте сами: хотите, перед зеркалом. Хотите, читая акафист…

P.S. Кстати, вопрос о православном методе активно обсуждался на форуме сайта www.stuttering.su — независимом ресурсе о заикании. Там в начале года (ветка «Поговорим, тема «Вопросы православия») была опубликована часть работы, посвященная православной логопедии (первоначальный источник — blogs.pravkamchatka.ru/inok). И как всегда появились сторонники, были противники. Есть и сейчас — тема не закрыта до сих пор, хотя вышла уже на другие горизонты — веры и безверия.

Юлия Ляцкая

Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *