Read Time:5 Minute, 33 Second

Интервью главного редактора журналов «Духовно-нравственное воспитание», «Задушевные беседы», «Детство во Христе», поэт, член Союза писателей России Александр ФУРСОВ о проблеме заикания с насельником Свято-Пантелеимонова мужского монастыря, организатором и руководителем «Центра помощи заикающимся» при Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре иеромонахом Иоанном и иереем Василием Гроссом, настоятелем Мильковского храма «Богоявления»:

Александр ФУРСОВ: Заикание стало настоящим бедствием в безбожном, отошедшем от Богоисточника, мире. А разве трагедийность современного мира, эти катастрофические остановки бытия, когда нам не хватает воздуха при сообщении о той или другой катастрофе, не есть ли заикание, претыкание самого мира, который потерял связь с Богом и не может найти средств для восстановления плавной и спокойной жизни?!

От отца Иоанна я узнал, что о людях, страдающих недугом заикания, нет никаких упоминаний ни в древнерусских летописях, ни в древнерусской литературе. Разве в Древней Руси не было заикающихся?! Были, как и у каждого народа. Но, видимо, этот недуг не считался неизлечимым, он излечивался обыкновенно, естественным образом в церкви, чтением Псалтири, всей полнотой церковной жизни, которой жил тогда весь русский народ. Отход от церкви, от Бога-Слова, нарушало духовную иерархию личности, искажало ее, что в первую очередь сказывалось на речи.

Если внимательно всмотреться в слово «заикающийся», то уже сам морфологический состав слова помогает найти средства для лечения недуга, который слово обозначает, именует: заи-кающийся. Само слово сообщает нам – чтобы победить недуг, надо покаяться, прийти к Богу с покаянным сердцем, восстановить диалог с Творцом.

Беседуя с отцом Иоанном, выяснил, что он и сам страдал таким недугом, пережив в трехлетнем возрасте психологическую травму. Будучи взрослым, перепробовал не один способ освободиться от этого него, но только обращение к Господу, послушническая жизнь в монастыре, чтение Псалтири, литургия, причастие, весь опыт церковной жизни, желание помочь другим обрести плавную речь на основе своего опыта, излечили его недуг.

О. Иоанн: это произошло в пещерах Псково-Печерского монастыря. Господь мне отверз уста за послушание. Когда я в миру хотел освободиться от заикания, хотел истово, яростно, но для себя, чтобы быть, как все, жить во грехе, развивать самость, Господь мне не давал освобождения. Я доходил до невероятных, до смертных напряжений, жил в неустанном поиске, поставил вопрос для себя ребром…

И вот когда я все перепробовал и понял, что проиграл, когда в моей голове не осталось ничего чувственного, земного – я пришёл в обитель. И там я нашел то, что искало сердце мое – я обрел Бога. Я каждый день радовался жизни, радовался всему, что я делаю. В миру человек работает на человека, и только в монастыре работаешь не на человека, а на Бога

Видя мою старательность, наместник определил мне послушание – вести экскурсии в пещерах. Это известие повергло меня в шоковое состояние, в монастыре я старался скрывать свой недуг…

Но Господь сотворил чудо, он исцелил меня за мое послушание. Он сотворил это чудо не для мне лично, а для того, чтобы я работал Ему. Я водил экскурсии в пещеры по 6–8 часов в день, водил почти без отдыха, говорил так, словно это был не я, говорил и совершенно не уставал.

Особой методики избавления от недуга предложить невозможно, потому что в церковной реабилитации главным действующим лицом является сам Бог, а человек только Его помощник. Чтение церковно-славянских текстов обладает несомненным терапевтическим эффектом при заикании. В конце XIX века С.А. Рачинский опубликовал статьи «Чтение Псалтири в начальной школе», «Заикание и церковно-славянский язык », где он рассматривал вопросы лечения этого недуга.

Вот пример. В наш монастырь мы взяли трудником молодого человека тридцати лет. Роман год жил при обители. Ростом он под два метра, но становился совершенно беззащитным, когда начинал говорить. Одним из его послушаний было чтение Псалтири. Читает и…запинается, но он видит, каким образом эта запинка приходит, как приходит помысл со стороны. Во время чтения Роман научился бороться с помыслами, научился без запинки читать тексты. Однажды ему надо было говорить перед телекамерой, его сразу заклинило. Спрашиваю: «Кто тебе мешает говорить?» – «Гордость». И как только назвал беса по имени, обличил свой грех, бес отскочил (бес не выносит света, не выносит, когда его обнаруживают), и в этот момент Роман стал говорить свободно, словно от чего-то освободился. А эта преграда, эта стена – это наш грех!

 – Рассказывает иерей Василий ГРОСС.

— Весь метод избавления от недуга заикания в одном слове – воцерковление.

У меня заикание стало проходить, когда я начал набираться церковного опыта, воцерковляясь и, помогая воцерковляться всем тем, кого Господь посылал мне на пути. Уже, будучи в сане, на литургии стал чувствовать, как я внутренне успокаиваюсь, у меня все умиротворяется, мне становится легче, свободнее.

Когда причащаешься, то кровь Христа становится твоею, Его мир переходит в тебя. Поначалу не давал себе отчета в том, благодаря чему это со мной происходит. Благодать Господня «вся немощная врачующая, оскудевающая восполняющая» входит в душу и все устраивает так, как должно быть.

Если что-то удавалось, только благодаря Божьей милости, но стоит только зациклиться на себе, только дать проявиться в себе самости, канал благодати мгновенно перекрывается. Господь чужд всякого самовлюбления, самолюбия, всякой самости.

И сейчас, когда читаешь «Символ веры», к примеру, слова «исповедую едино крещение во оставление грехов», то на слове «грех» случается замыкание, возникает преткновение. И тогда я чувствую, что есть в чем себя упрекнуть, есть и по сию пору во мне что-то такое, с чем надо бороться, что надо преодолевать.

– Иеромонах Иоанн (ЗАЯЦ).

— Какие мы знаем способы постижения мира? Это наука, искусство, наши чувства. Но есть способ и непосредственного постижения источника мира, источника жизни – самого Христа, который в евхаристии дается каждому христианину – это литургический способ. Священники нашей епархии о. Василий Гросс — настоятель храма Богоявления Господня в п. Мильково, и о. Василий Тищенко — руководитель епархиального отдела по тюремному служению, послушник Роман  являют собой живой пример освобождения от недуга заикания при помощи Божией, воплощают в себе путь, по которому нужно идти любому заикающемуся для того, чтобы обрести свободную речь.

В связке «человек – Бог» речь не может быть поврежденной. Ее повреждает «нечистый». Если человек искренне молится Богу, бесу некуда вклиниться, его не пускает сам Господь…Возможно, этот недуг дается специально для того чтобы человек пришел ко Христу. Это его особенный путь. Заикание – болезнь духовная, некое поражение духа или некая особенность духа и, как духовное заболевание, оно лечится только духовным и никак иначе. Единственный способ освобождения от недуга заикания – это обращение ко Христу – источнику жизни, источнику Слова….

Опыт работы Центра помощи заикающимся при Свято-Пантелеимоновом монастыре в г. Петропавловск-Камчатский говорит нам о том, что Православие славно и своей великой историей, и тем, что наша древняя религия — всегда современна, всегда актуальна. Православие вдруг отвечает на те вопросы, на которые не могут ответить ни современная психология, ни современная медицина со всеми их несомненными достижениями. Поэтому мы со всей полнотой можем сказать, что Православие — религия будущего. Там, где наука зайдет в тупик, ей на помощь придет вера.

Полный текст опубликован в журнале «Духовно-нравственное воспитание» № 7 ноябрь 2012 года

Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *