Read Time:3 Minute, 12 Second

Заикание недуг у детей болезненных и слабонервных нередкий, подчас значительно затрудняющий им школьное обучение. Способы лечения этого недуга давно выработаны в Америке Г-жею Лей (Leiph) и распространены в Европе. Сущность их заключается в гимнастике голосовых орга­нов, а именно в систематически упражнениях, в декла­мации нараспев стихов и благозвучной прозы, сперва медленной, затем ускоряющейся.Помню Помню деревенского соседа, страдавшего заиканием в степени чрезвычайной. Он ездил в Париж лечиться от этого недуга. Лечили его преимущественно протяжною декла­мациею, на псевдоклассический лад, монологов Расина и Корнеля, и вернулся он исцеленным, по-видимому, оконча­тельно. В речи его не осталось ни малейших следов заикания, и в течение нескольких лет он говорил вполне плавно. Но случилось ему за что-то сильно рассердиться на своего кучера. На поспешном упреке он заикнулся: недуг вернулся с прежнею силою, и он до самой смерти остался заикою. Наша начальная школа, независимо от целей лечебных, обладает, в церковно-славянском чтении, могучим сред­ством для устранения неправильностей выговора. В особен­ности можно сказать это о школе церковной, в коей больше внимания и времени уделяется на чтение отчетливое и истовое, приложимое в богослужебной практике.Способность к такому чтению не может быть развита без долгих предва­рительных упражнений в чтении протяжном, нараспев.Школа в этом отношении оказывает влияние благо­детельное. Сплошь да рядом в ней исчезают, как бы сами собою, слабые степени заикания. Нельзя сказать того же самого о более сильных степенях этого недуга. Заурядное классное чтение, самостоятельное изучение нескольких богослужебных текстов недостаточны для их устранения. Нужны добавочные упражнения в чтении именно протяжном, нараспев, и непременно под на­блюдением учителя.Предоставленные самим себе, ребята, уже победившие технические трудности чтения, непременно стремятся к тому дробному чтению, отчетливому и быстро­му, коим щеголяют опытные причетники, которое иногда, по соображениям практическим, и бывает нужно, во время длительных служб… Но преждевременныеупражнения в таком чтении для заикающихся гибельны, ибо именно вы­зывают припадки заикания. Честь и слава тому учителю, который займется с заикающимся учеником отдельно, не допуская его до быстрого чтения, пока он вполне не освоится с чтением медленным. Чтение нараспев, очень протяж­ное, как и пение, доступно всякому заикающимся. Прошлою весною в Татевской школе окончил курс мальчик, сильно заикавшийся. Некоторое улучшение в его выговоре в школе произошло, но до полного исцеления было еще далеко. Осенью он поступил в Дунаевскую второ­классную школу, при чем я обратил внимание заведующего ею священника на необходимость продолжать упражнения в протяжном церковно-славянском чтении.Почтенный о. Березкин не пожалел своих трудов, и на днях я убедился, что мальчик совершенно перестал заикаться, когда находится в спокойном состоянии духа.Последнее обстоятельство заставляет меня напомнить о необходимом условии успешного лечения заикания голосовыми упражнениями, условии, без коего, впрочем, немыслим успех в каком бы то ни было школьном деле. Условие — это внимательное обращение, равное и кроткое, с учащимися детьми. Заикание, в корне своем — болезнь нервная. Оно поддерживается и усиливается нервными потрясениями, даже незначительными.Особенно сильно действует на заикаю­щихся — страх. Достаточно резкого окрика, чтобы вызвать заикание у ребенка, к нему расположенного. Всем учите­лям известно, с каким трудом отвечают на экзаменах ученики, хотя бы в легкой степени заикающиеся.В боль­шинстве случаев самое возникновение недуга связано со случайным испугом.

Затем, лечение заикания именно чтением церковно-славянским, истовым чтением богослужебных текстов, представляет то неоцененное преимущество, что оно бессознательно продолжается и вне школы пациентом, приобретшим навык и вкус к чтению в церкви. Лишь продолжительная практика может упрочить результаты леченияНевольно думается, что если бы мой покойный сосед, вместо того, чтобы ездить в Париж, выучился у местного церковника истово читать, — хотя бы часы III и VI, и затем неуклонно читал их перед каждою литургиею в своем приходском храме, он добился бы исцеления более прочного.Быть может, благочестивое это упражнение притом помогло бы ему сдерживать те припадки гнева, из коих один внезапно уничтожил результаты парижского лечения…

Автор: Сергей Рачинский, русский ученый, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук.

Администратор
zaikanie_kamchatka@mail.ru

Average Rating

5 Star
0%
4 Star
0%
3 Star
0%
2 Star
0%
1 Star
0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *